АЗиЯ-плюс

Персоналии

|| Главная | Персоналии >

"АЗиЯ" Творческий союз

Александр Деревягин

Алексей Захаренков

Андрей Анпилов

Вера Евушкина

Виктор Луферов

Виктор Соснора

Владимир Бережков

Евгения Логвинова

Елена Казанцева

Елена Фролова

Манана Менабде

Маруся Митяева

Николай Якимов

Ольга Седакова

Татьяна Алёшина

Юрий Цендровский

Рецензия на аудио-альбом "ПИСЬМО"

ПИСЬМО
ПЕСНИ ЕЛЕНЫ ФРОЛОВОЙ НА СТИХИ ВАРЛАМА ШАЛАМОВА

У Елены Фроловой вышло немало сольных альбомов. Но альбом «Письмо» отличается особенным и даже сгущенным драматизмом, потому что здесь звучат песни на стихи Варлама Шаламова. Елена безусловно права, когда пишет в аннотации к этой пластинке, что «сегодня не надо рассказывать, что такое ГУЛАГ и кто такой Варлам Шаламов».
Да, это так. Рассказывать не надо и незачем. Только я бы все-таки добавил, что и творчество Шаламова и многих других людей, которым удалось преодолеть чудовищные жизненные условия сталинских, гулаговских времен, теперь, – да уже и давно, пожалуй, не только теперь – воспринимается большинством из нас как нечто привычное и даже как само собой разумеещееся.
Мы как бы все уже знаем. Якобы…
Мы ко всему привыкли, и нас уже почти ничем не удивишь.
Конечно, все это давно уже было, в другую эпоху. И оттого-то мы, отчасти уже автоматически, не слишком глубоко задумываемся о природе творческой деятельности художников тех далеких лет.

Елена Фролова по-своему и очень глубоко прочувствовала творчество Шаламова. И сочла необходимым включить в свой альбом не только десять песен на его стихи, но и три рассказа в авторском исполнении – «Белка», «Шахматы доктора Кузьменко» и «Воскрешение лиственницы», записанные в 1965-ом году. Прозу, как известно, не так уже часто можно услышать на компакт-дисках, хотя теперь уже нередко стали записывать рассказы и даже романы различных писателей. В основном, известных, популярных и модных. К последним Шаламов никак не относится. Поэтому нельзя не отметить, что Фролова и «АЗиЯ +» пошли на определенный риск, издав эту оригинальную, своеобразную и необычную композицию. В «Письме» весьма продуманно чередуются песни и чтение самого Шаламова, которое в данном случае мне представляется очень точным и уместным контрапунктом собственно песням.
Не знаю, часто ли поет Елена эти песни.
Наверное, не очень.
Быть может, их и незачем исполнять часто. Но тем, кто хочет иметь полноценное представление о ее песнях и о ее и сдержанной, и страстной, выразительной исполнительской манере, необходимо послушать «Письмо».
Эти печальные гулаговские романсы.

Анатолий Гуницкий

Елена Фролова