11. Расскажи о фестивалях авторской песни. Какой из них наиболее организованный и интересный – на твой взгляд? Якимов: В комплексном восприятии самый приятный фестиваль для меня – это фестиваль в Израиле, который организовывали Миша Басин и Марк Павис. Это был фестиваль бард-перформанса, «Шаг в сторону» он назывался, в ноябре 2001-го. Авторская песня была представлена в нём неспешно во всей своей широте: от традиции до синтеза. И всё на хорошем уровне. А самый неорганизованный, самый помпезный и самый освещаемый, самый, самый, самый – я уже и не знаю какой, это, конечно, грушинский. Это кошмар просто – хотя когда я в 1977 году я первый раз туда приехал, то это было очень здорово. 12. Другие объединения авторской песни считают ли «азиятов» своими? Раньше, теперь? Якимов: Я думаю, что… не считают, иначе бы мы не отделялись. Хотя к «АЗиИ-плюс» имеют отношение люди, которые были связаны с «Первым кругом». Но мы же не говорим: «Мы вас приняли в «АЗиЮ-плюс». Нет, у нас такого, слава Богу, нет, просто есть круг авторов, который нам интересен, и мы стараемся издавать их диски. И можно сказать, что есть люди из «Первого круга» нам близкие, которые считают нас своими. Хотя… я не могу за них решать. Ещё я могу сказать, что все в мире авторской песни нас знают, но далеко не все считают нас своими. 13. Когда ты почувствовал в своём музыкальном творчестве результаты того, что ты переехал жить в Питер? Якимов (долго думает): Э-э-э… Не могу ответить когда… Результат положительного влияния? А. Г.: Ну да, конечно. Якимов: Ну, я могу сказать, что музыкальное подражание Гребенщикову я написал когда ещё и не жил в Петербурге. По-моему, два их было. В Питере… ну, наверное, это в Питере было, в другом городе это не могло произойти – знакомство с Юрием Соболевым, в первую очередь, а через него потом с Николаем Дмитриевым. Которые просто расширили мои горизонты представления о музыке до бескрайности. Это было время «КукАРТов» – фестивалей современного искусства. Вот тогда я почувствовал… Потому что я, хотя и переехал в 1990-м, но не появлялся в музыкально-песенном мире Питера, я проводил все дни в театре, в «Интерстудио», в Царском Селе, и вот с него у меня всё здесь, в этом городе, и началось. 14. Программу «Песни дома Мурузи» можно, на мой взгляд, считать спектаклем, есть ведь и другие в чём-то по форме, по построению программы, посвящённые, например, Гумилёву, да и другие, и ведь таких программ у тебя за эти годы довольно много набралось. Якимов: Это самая интересная для меня форма ведения концерта, она возникла ещё в Челябинске, и поскольку я не завязан на потоке, то этой формой часто пользуюсь. Это Гумилёв, безусловно, это песни, связанные с Алексеем Богатенковым, его ранняя смерть – это была одна из первых смертей в моём мире, это программы по русской поэзии, по фольклору, по этнике. Салчак, безусловно, это отдельный мир, песни на его стихи в одной программе с другими песнями менее органично существуют, чем в сольном варианте. 15. Есть ли планы по поводу создания аналогичных программ? Якимов: Это очень сложный вопрос, хотелось бы думать, что да, потенциал вроде бы есть, но боюсь, что в ближайшее время нет, потому что других дел полно. 16. Знаком ли ты с «азиятской» аудиторией, каков у тебя с ней уровень контактов? Якимов: «Азиятская» аудитория очень разная, она очень неоднородна по своему составу, поскольку мы всегда декларировали и декларировать будем – мы все разные в «АЗиИ». Среднестатистического зрителя я не могу, к сожалению, назвать, да и не хочется, потому что усреднённость здесь неуместна. Это интеллигентный зритель среднего возраста, за сорок лет, хотя… хотя и молодежь встречается. И это радует. Уровень контактов? Нет, по телефону мы не общаемся, но при встрече здороваемся. 17. Заграничные выступления твои и «АЗиИ» рассчитаны только на эмигрантов? Якимов: Это как получается. Личные мои первые заграничные выступления были рассчитаны не на эмигрантов. А уж когда нас узнали и стали приглашать, то пошли эмигрантские концерты. А сейчас снова и носители языка стали появляться на них. А. Г.: Нет ли планов по поводу гастролей за океаном? И в других странах, кроме тех, где вы все уже выступали? Якимов: Приглашают в Америку. Настойчиво приглашают в Америку. Если бы я был помоложе и в целом другая ситуация была бы – наверное, с удовольствием. А сейчас – сто раз подумаешь. Ну, тут разного плана проблемы. И Лену Фролову приглашали. 18. Какой был принцип отбора материала в альбом «Seconda Parte»? Нет ли планов сделать что-либо аналогичное, какой-нибудь другой сборник? Якимов: Из ближайшего – сейчас готовится к изданию альбом «азиятский» по поэзии Мандельштама, где мы в некоторых треках подыгрываем друг другу, помогаем, подпеваем. В перспективе очень хотелось бы сделать «Seconda Prima». То есть у нас ведь как концерты строятся… В первой части – сейшн, наша эксклюзивная форма, я её не встречал больше ни у кого (может быть, я просто не знаю, но в мире авторской песни точно ни у кого не встречал). Первое отделение у нас был сейшн, да и второе был бы сейшн, но мы всё-таки понимали, что в концертах нам и людям надо дать вздохнуть, и поэтому во втором отделении делали более или менее выстроенную программу, помогая друг другу уже более активно и более осознанно. А первая часть, сейшн – не издан и хотелось бы очень его издать. Но весь парадокс в том, что надо его выстраивать и хорошо записывать. 19. Когда, в каком именно году ты себя почувствовал профессиональным композитором и музыкантом? После каких конкретных творческих деяний? Якимов: Это ощущение приходит на концерте или сразу после концерта. На спектакле или сразу после спектакля. До концерта, до спектакля я себя профессионалом не ощущаю и не считаю. И после какого-то продолжительного времени после концерта – то же самое. 20. С кем из музыкантов не «азиятов» ты и твои коллеги чаще всего и охотнее всего сотрудничаете? Якимов: Это Елена Белкина, очень хорошая флейтистка. Недавно я достаточно близко познакомился с Андреем Суротдиновым, скрипачом из «Аквариума», и вроде бы возникло взаимопонимание. Потом у «АЗиИ» есть ещё контакт с «Невским квартетом» скрипичным, с этими замечательными музыкантами. Потом Эвелина Петрова, безусловно. Со Славой Гайворонским мы как-то принимали участие в одной программе. Я не осмеливаюсь попросить его где-то подыграть, хотя была идея попросить его поиграть в альбоме Саши Деревягина. 21. Нет ли планов или намерений провести сугубо «азиятский» фестиваль? Якимов: Такие планы и намерения у меня возникли ещё, по-моему, в 1996–1997 годах. Когда ещё «АЗиИ-плюс» не было. Безусловно, есть такие планы, но… А. Г.: А каким бы ты, как арт-директор «АЗиИ», хотел бы этот фестиваль представить? Якимов: О! Это фестиваль поэзии, музыки и песни. Поэты – ну, я могу даже рассказать – перед большим концертом читают, кто хочет, свои стихи, музыканты, какие хотят, играют, певцы – поют, а в самих концертах уже принимают участие приглашённые исполнители с большими программами. Артисты, поэты, музыканты высокого класса. Вот такой фестиваль я бы хотел провести. 22. Когда ты стал арт-директором «АЗиИ-плюс»? И что это в данном «азиятическом» раскладе означает? Якимов: Сначала, когда мы стали выпускать диски, я был куратором проектов. А когда пришла пора прямого выхода на общественность (пресс-конференций и т. п.), то решили, что быть мне арт-директором. Это, по-моему, произошло года два назад. 23. Что мешает Саше Деревягину записывать и выпускать свои сольные альбомы? Якимов: У Саши очень завышенные требования, может, это и правильно, такой требовательный подход к песне, к её качеству, к исполнению, к звукорежиссуре. И эта завышенная требовательность мешает, с одной стороны, а с другой – исключает возможность появления некачественного релиза. Но вот-вот уже должен появиться его сольник «Трава да камни…» и записан материал ещё для одного диска – по стихам Игоря Салчака. 24. Могут ли в дальнейшем быть выпущены другие книги «АЗиИ»? И если они в работе, то чьи и какие книги? Если это пока не является секретом… Якимов: Пока секрет. А. Г.: Но это будет происходить? Якимов: Это будет происходить. А. Г.: А ты сам не думал ли про свою собственную книжку? Якимов (смеётся) : Никогда не думал. 25. Твои планы или, может быть, мечты о будущем «АЗиИ»? Якимов: О будущем «АЗиИ»? Мечты… (пауза). Самая главная мечта – это своё помещение, которое объединяло бы в себе и офис, и магазин, и самое главное – концертный зальчик. И это самая главная мечта, и самая главная цель, которую я могу себе поставить… меня никак не привлекают крупные продюсерские формы, это тогда в любом случае будет связано с шоу-бизнесом, с деньгами, с человеческими отношениями, в которые придется залезать, что-то терять, с кем-то ссориться. С дипломатией – придётся крутиться. И это волей-неволей произойдёт, и меня это не привлекает никоим образом. Меня привлекает история следующая – чтобы как можно больше, не обязательно, не специально, не физически больше притягивать людей выступающих и слушающих… они есть, они есть, но вот этот зал, который объединял бы и поэтов, и музыкантов, и певцов, – вот это для меня, конечно, мечта.
(продолжение следует)
|