АЗиЯ-плюс

Персоналии

|| Главная | Персоналии >

"АЗиЯ" Творческий союз

Александр Деревягин

Алексей Захаренков

Андрей Анпилов

Вера Евушкина

Виктор Луферов

Виктор Соснора

Владимир Бережков

Евгения Логвинова

Елена Казанцева

Елена Фролова

Манана Менабде

Маруся Митяева

Николай Якимов

Ольга Седакова

Татьяна Алёшина

Юрий Цендровский

Радиопрограмма "СТУПЕНЬ К РАДОСТИ", №15 (03.10.2004). Бенедикт Бурых и Татьяна Алёшина.

СТУПЕНЬ К РАДОСТИ №15 (03.10.2004)
БЕНЕДИКТ БУРЫХ И ТАТЬЯНА АЛЁШИНА

Бенедикт Бурых: Добрый день! В эфире – программа «Ступень к радости», у микрофона – Бенедикт Бурых. 1-го октября в Интерьерном театре на Невском,104, состоялось открытие концертного сезона Студии современного искусства «АЗиЯ-плюс». И это был хороший, насыщенный интересными выступлениями концерт. Выступали Николай Якимов, Александр Деревягин, Татьяна Алешина, Евгения Логвинова, Елена Белкина, Эвелина Петрова и Алексей Захаренков. Теперь «азияты» будут регулярно проводить концерты в Интерьерном театре, и следующий концерт состоится 8-го октября, с программой «Откуда такая нежность» выступит Татьяна Алешина. Этот концерт будет приурочен ко дню рождения Марины Цветаевой. Впрочем, в этот день прозвучат не только песни на стихи Цветаевой, и о том, что будет исполняться 8 октября в Интерьерном театре нам расскажет Татьяна Алешина, она сейчас находится в нашей студии. Татьяна, добрый день.
Татьяна Алешина: Добрый день.

ББ: Таня, вот скоро будет сольный твой концерт в Интерьерном театре. Я знаю, что там будут звучать песни на стихи Цветаевой, конечно, но и не только они, будут и другие песни. Вот, расскажи о своих настроениях в связи с предстоящим тебе сольным концертом.
Алешина: Ну да, это первый раз в жизни такое совпадение у меня, когда сольный концерт и день рождения Марины Цветаевой будут происходить в один день. Поэтому, я не смогла проигнорировать этот факт. Вообще, я никогда не пою все песни и романсы на стихи Цветаевой в одном концерте…

ББ: Все, которые ты написала.
Алешина: Да, которые у меня есть. Как-то они… ну, бывает одна-две песни в концерте… потому что для большинства ее стихов нужна настолько… какая- то атмосфера специальная и даже специфическая, что обычно у меня эти песни не вписываются. Я пою «Дон Жуана», в основном, и все.

ББ: Я честно тебе скажу, что сегодня тоже не все твои песни на стихи Марины Цветаевой прозвучат, потому что я, когда готовился к программе… дисков не то, чтобы очень много вышло у тебя с песнями Цветаевой, но какое-то количество есть, и я даже запутался в этих пластинках, но кое-что все-таки принес. Но я думаю, что прозвучат песни, если нам позволит время, не только на стихи Цветаевой, но сейчас мы уже начнем музыкальную часть нашей же музыкальной программы: послушаем сначала одну их твоих песен на стихи Цветаевой.

(звучит песня «Неподражаемо лжет жизнь…»)

Таня, вот сейчас наша программа уже пошла, и прозвучат, как я уже сказал, различные песни, но… думаю, что по ходу самой передачи у меня есть к тебе какие-то вопросы, и, наверное, нет смысла мне прерывать нашу беседу и объявлять: вот сейчас прозвучит песня такая-то, а вот сейчас- такая-то…
Алешина: Да-да.

ББ: Они будут просто звучать, а вот ты будешь рассказывать о том, о чем я тебя спрошу, и меня очень интересует следующий момент: ты была здесь, на этой радиостанции, если я не ошибаюсь, в конце июля…
Алешина: Да, где-то… по крайней мере, летом.

ББ: Летом, конечно, летом. Было тепло. И это происходило перед твоей поездкой во Францию…
Алешина: Да, это перед поездкой.

ББ: Это был конец июля. Да. И вот сейчас я бы хотел, чтобы ты что-то рассказала об этой поездке. Как это все проходило?
Алешина: Это была очень насыщенная, интересная очень, замечательная была поездка. Сначала был мой сольный концерт с Еленой Белкиной, которая помогала мне – играла на флейте. Концерт был в Бурже. Это фестивальный концерт, происходящий каждое лето, несколько лет… он так и называется «Лето в Бурже», это фестиваль музыки всех жанров. Там, по-моему, семь площадок, и четыре раза в неделю идут концерты совершенно разные – там и джаз, и фолк, и, наверное, классическая музыка, и авангард, а я представляла поэтическую песню. Замечательно принимали! Шестьсот человек французов, совершенно мне непонятно, откуда они взялись, и что им было, собственно говоря, нужно…

ББ: Откуда взялись французы во Франции?
Алешина(смеется): Нет, на концерте. Но я подготовилась, я все-таки им переводила, ну, хотя бы кратко, содержание каждой песни…

ББ: Рассказывала, о чем будет идти речь… А где еще приходилось во время этой поездки выступать? Кроме славного города Бурже?
Алешина: А дальше… дальше была уже история Елены Фроловой, в которой я принимала участие. Но в этот раз мы сделали концерт, можно сказать, уже пополам и ехали мы по Альпам, начиная с севера Франции и до самого юга, до Средиземного моря, и было у нас девять или десять концертов.

ББ: А каким образом вы – извини за такое слово – вписывались в эти ситуации концертные в самых разных городах, в самых разных местах? У вас, что, продюсер какой-то был?
Алешина: Да, есть продюсер, и Лена Фролова подписала контракт на три года, и это… я не знаю, как объяснить… у них там есть какой-то профсоюз, и у профсоюза есть дома отдыха, турбазы, и они для своих работников культурные программы предоставляют. И мы – вот эта культурная программа.

ББ: Лена Фролова и сейчас находится во Франции, опять там выступает?
Алешина: Она там должна записываться, и у нее два или три концерта во Франции сейчас тоже. Совершенно для меня было неожиданно, удивительно и очень приятно, что французы обратили внимание на русскую поэтическую песню, именно на этот жанр они обратили внимание, и что Лену записывают, и что концерты замечательные проводят.

ББ: У нас-то не всегда на этот жанр обращают внимание, а французы оказались более чуткими. Но с другой стороны, хотя они и не понимают, о чем поется, а переводы – это такая штука условная, тем более, когда речь идет стихах…
Алешина: Видимо, их цепляет эмоционально, они понимают без слов эмоцию, музыку…

ББ: Это очень важно, конечно. И ты выступала там с Леной Белкиной, и вот недавно был концерт, и вы тоже играли вдвоем, и я могу сказать, что, по-моему, ваш дуэт с флейтисткой Леной Белкиной становится все более сработанный и сыгранный – у меня такое возникло ощущение после концерта первого октября.
Алешина: Да, конечно же, конечно же. Он не то, чтобы сработанный и сыгранный, – надо как-то сживаться друг с другом, потому что… любой профессиональный музыкант, в принципе, он, разобрав по нотам, может это сыграть, но в концертной ситуации – это совершенно другое, это должны быть близкие по духу люди, они должны чувствовать друг друга.

ББ: Да, конечно. Ну, сейчас мы продолжим знакомить наших радиослушателей с твоим творчеством, с песнями на стихи Марины Цветаевой, но… один только такой даже и не вопрос, а подвопрос: как ты считаешь, вот то, что будут концерты на Невском,104, в театре Интерьерном, это, все-таки, по-моему, очень важно; важно, что «АЗиЯ-плюс» получила возможность работать в такой центральной, по своему географическому расположению площадке…
Алешина: Да, конечно. Я надеюсь, что как-то у нас все это хорошо закрутится, потому что зал там – он очень хороший в том плане, что он театральный. И этот зал – у него его есть свой характер. То есть, это настоящий, свой театральный зал, то есть, это не номенклатурный театр, а театр в настоящем смысле этого слова, там работает команда и это их дом, и это чуствуется.

ББ: И этот зал очень подходит для современной камерной песни.
Алешина:Да.

(звучит песня «Берегись» («Но тесна вдвоём даже радость утр…»))

Таня, сейчас мы продолжим дальше слушать твои песни на стихи Цветаевой и не только на стихи Цветаевой, но я знаю, что у тебя, все-таки, должен этой осенью выйти очередной альбом. Я понимаю, что все это немножко сдвигается по времени… какие-то конкретные сроки ты знаешь?
Алешина: Нет.

ББ: А что будет звучать в этом новом альбоме? В новой пластинке?
Алешина: В новой пластинке – там все песни на мои стихи. И все с моей электронной аранжировкой. Я этот диск называю «Песни-фантазии». Ну, то есть, они и по содержанию все такие лирические-фантастические; не то, чтобы сказочные… там есть и «суровая правда жизни», но по звучанию они такие…

ББ: То есть, ты решила, видимо, судя по тому, что ты рассказываешь и как ты рассказываешь, использовать при записи такой современный электронный саунд.
Алешина: Ну да, это все компьютерно-синтезаторные аранжировки.

ББ: Мне почему-то казалось – видимо, я ошибался – что ты не сторонник такого рода экспериментов.
Алешина: Нет, нет, я очень люблю пространство, а, например, одной гитарой и роялем я не могу раздвинуть это пространство. И я очень часто, особенно в театральной музыке, прибегаю к синтезатору, чтобы безграничность этого пространства изобразить. И вообще, выйти за рамки реальности. Я это только при помощи синтезатора могу сделать.

ББ: Это вообще всегда полезно. В меру, конечно… А скажи, пожалуйста, по поводу твоей литературной деятельности… вот вышла твоя книжка, я ее не так давно читал, и я знаю, что у тебя есть и другие литературные планы. Как это будет проявляться? Как это будет реализовываться? Что про это конкретно ты можешь рассказать?
Алешина: Я затрудняюсь... Конечно, в книжке этой напечатано не все, что у меня существует, но я не совсем уверена, надо ли это печатать. Например, у меня пьесы есть. Но так как они такие ранние и странные, то я не знаю, надо ли их печатать… А появляется настолько все внепланово, нестабильно и хаотично, что я сейчас не могу говорить о выходе чего-либо нового, нужно для начала, чтобы все созрело.

ББ: Но ведь все равно появляется…
Алешина: Ну да.

ББ: Тут стабильность, наверное, не всегда уместна.
Алешина: Но, в основном, появляются стихи. Перестали появляться пьесы и рассказы, в основном, стихи.

ББ: Всему свое время, как говорится...

(звучит песня « Откуда такая нежность…»)

Таня, вот сейчас, когда эта песня звучала, ты сказала, что теперь записала бы ее совсем по-другому.
Алешина: Да, это старая запись, наверное, ей лет девять-десять, и сейчас я ее слушаю и удивляюсь, как медленно все и какое застывшее состояние… теперь песня изменилась.

ББ: Ну, тем не менее, было бы интересно, я думаю, послушать и новую запись песни, которая отразит твое новое ее восприятие.
Алешина: Ну да. Но нужно записывать тогда.

ББ: Нужно записывать и нужно, соответственно, потом издавать, то есть, это целый процесс. Насколько я знаю, вот сезон начался, и я уже говорил, что будет потом твой концерт восьмого числа, а потом – концерты в столице…
Алешина: Да, мы едем в Москву, и у нас три концерта подряд – 15 ,16, 17 октября – в Доме Журналиста, в театре Камбуровой и в Литинституте.

ББ: То есть, такой большой-небольшой, но гастрольный тур в столице.
Алешина: Да.

ББ: Ну что же, это замечательно. Но поскольку наша программа подходит к концу, у меня вопрос такой, не имеющий отношения впрямую к содержанию этих концертов. Что тебе самой любопытного приходилось слушать в последнее время вообще из музыки, не только из авторско-камерной песни?
Алешина: Я недавно купила диск Оливье Мессиана, его симфонию «Turangalila»; я ее слушала только в консерватории очень давно и с тех пор не могла найти… И переслушала с огромным удовольствием. Еще, не знаю… Шостакович. Опять переслушала.

ББ: Не дает покоя, да?
Алешина: Да, конечно. Много интересного… я сейчас не вспомню.

ББ: Нет, я понимаю, что нельзя объять необъятное, и нельзя нам объять необъятное и в плане твоих песен, потому что у тебя записано не то, чтобы очень много, но и не то, чтобы очень мало песен и альбомов; а сейчас у нас времени уже совсем мало осталось, и послушаем одну не слишком длинную песню, песню, написанную тобой на стихи современника Цветаевой – Александра Блока. Это «Первая песня Пьеро», и она прозвучит сейчас, в финале нашей программы.

(звучит «Первая песня Пьеро»)

ББ: В исполнении Татьяны Алешиной прозвучала «Первая песня Пьеро» на стихи Александра Блока. Ну а программа «Ступень к радости» подошла к концу, и я напомню, что в гостях у нас была Татьяна Алешина. Таня, спасибо большое, надеюсь, твой сольный концерт будет удачным, он будет совсем скоро, восьмого октября, в Интерьерном театре.
Алешина: Спасибо, я тоже на это надеюсь, и всего доброго, до встречи.

ББ: До свиданья, передачу провел Бенедикт Бурых, пока, до встречи через неделю.

Татьяна Алёшина