АЗиЯ-плюс

Персоналии

|| Главная | Персоналии >

"АЗиЯ" Творческий союз

Александр Деревягин

Алексей Захаренков

Андрей Анпилов

Вера Евушкина

Виктор Луферов

Виктор Соснора

Владимир Бережков

Евгения Логвинова

Елена Казанцева

Елена Фролова

Манана Менабде

Маруся Митяева

Николай Якимов

Ольга Седакова

Татьяна Алёшина

Юрий Цендровский

Рецензия на CD "Ахвеллоу"

Здесь можно посмотреть оригинал с картинками и т.с. "в полный рост":
kpnemo.ru/music/2006/02/19/nikolay_yakimov_/

Николай ЯКИМОВ
«АХВЕЛЛОУ»

Песни Николая Якимова на стихи Иосифа Бродского, Игоря Салчака, Генриха Сапгира, Альфреда де Мюссе, Николая Гумилева, Михаила Басина, Николая Якимова.

Моя песнь была лишена мотива,
Но зато ее хором – не спеть. Не диво,
Что в награду мне за такие речи
Своих ног никто не кладет на плечи.
Я сижу в темноте, обхватив колени,
В обществе собственной грузной тени.
Я сижу в темноте. И она не хуже
В комнате, чем темнота снаружи...

Год: 1999
Жанр: Авторская песня, в самом лучшем смысле этого понятия.
Формат: mp3 256 kbit/s CBR
Размер: 110 Mб


Николай Якимов, великий и ужасный, собственной персоной. Когда увидел его впервые - подумалось: экий, однако, друид дремучий. Как оказалось, друид он не только на вид, если иметь в виду его обращение с гитарой; тут он сущий шаман. Оч непростой дядя (не в смысле коварства – в смысле наполнения творчества), и в то же время - достойнейший; игнорирование его было бы колоссальной ошибкой. Он помимо воли ассоциируется у меня с Робертом Фриппом; жанры совершенно разные, но что-то глубоко общее – имхо есть. На мой взгляд, Николай Якимов и Александр Мирзаян – два человека, которые на голову лучше остальных способны «делать» песни на стихи Бродского, у них – получается, у других – не очень. Я проникся Якимовым моментально, как только впервые услышал в его исполнении «Плаванье» (на стихи Бродского, а как же иначе). Когда готовил эту публикацию – решил, не мудрствуя лукаво, пойти проторенным путем: внизу есть ссылка на «Плаванье» отдельным файлом, кто сомневается – качните, послушайте до конца, подумайте. Не исключено, что придете к тому же, что и я, выводу: Якимов – глыбушка, каких немного, и хотя бы поэтому все, что он делает, стОит более подробного рассмотрения (расслушивания). Говоря о деятельности - кроме прочего, именно на Якимове держится (пусть и неформально) более 10 лет ТС АЗиЯ. Напомню, что выкладывать здесь записи я начал, отталкиваясь от публикаций, посвященных Елене Фроловой, которая «состоит» в АЗиИ с 1993 года – с момента образования. Вот как описывает этот «момент» сам Якимов:
“ Во-первых, «АЗиЯ» - это не объединение, не ассоциация, не клуб, не проект, а союз. Во-вторых, союз не братский, не гражданский, не советский, не авторский, а творческий. В-третьих, хотелось бы дожить до того времени, когда под «АЗиЕй» будет пониматься именно «АЗиЯ», безо всяких объяснений. Ну, а пока, «Почему же всё-таки «АЗиЯ»? Можно размышлять как угодно долго, умно, красиво и наоборот. Когда зимой 1993-го мы с Деревягиным, едучи холодным автобусом из Тольятти в Димитровград, придумали так "обозваться", тогда мы и не предполагали, что это зайдёт так далеко. Тогда это было что-то вроде игры. Саша в Челябинске, я в Питере, но вообще-то, мы вместе… Вот это состояние и назвалось «АЗиЕй». Буквально через минуту мы решили уравновеситься и заполонить Фролову с Алёшиной. Это было тоже «и так ясно». Лена с Таней согласились (а куда им было деваться?). (……) Деревягин, Фролова и Алёшина имеют полное право со мной не согласиться, и за это я их всех люблю. ”

Это было по поводу Якимова вообще, для ориентации в пространстве. А по поводу данного конкретного диска в частности – скажу так: если продолжать настаивать на каком-то соотнесении Якимова и Фриппа – то «Ахвеллоу» следовало бы уподобить дебютному диску King Crimson, а Декабрьскую ночь – Epitaph с него (тут подразумевается жирный смайл, но правила сервера запрещают любые смайлы в публикациях, даже обезжиренные). Соответственно, другие диски Якимова – в целом, сложнее для восприятия примерно настолько же, насколько поздние диски King Crimson сложнее дебютного. Это первая причина, по которой я выбрал именно «Ахвеллоу» - если он «не пойдет», про публикацию остальных можно даже не думать (ну, разве что «Зэт» еще). Так что прошу, высказывайтесь в комментах на тему необходимости продолжения - или наоборот. Вторая причина – в ПМах у меня просили «концертных записей», наподобие вот этой. Данный диск является неким промежуточным вариантом – это, как заявлено на офсайте АзИИ, есть «живая запись в гитарном сопровождении» - и в самом деле чувствуется, что записывалось влёт, на одном дыхании, то и дело улавливается этакий дух творения, вполне реальный для живого выступления – и практически недостижимый в студии.

Вообще, музыканты и певцы четко делятся на две категории – «студийные» и «живые». «Живых» можно загнать в студию – и они сыграют и споют, пускай с потерей мистической концертной составляющей – но приемлемо. Просто, слушая такие их записи, поклонники будут тосковать по недополученному по сравнению с живым концертом. А вот если выгнать «студийных» на сцену – как правило, это означает объективное существенное понижение в качестве, а то и провал ниже приемлемого уровня. Николай Якимов – не «студийный», как и абсолютное большинство других достойных авторов-исполнителей; «живьем» такие как он - воспринимаются намного интереснее и полнее, чем в записи. Но, в отличие от опубликованных ранее Крамаренко и Фроловой – берет он чаще не голосом, а взаимодействием со своим ИНСТРУМЕНТОМ. Т.е. вслед за (или напару с? ну, эт я размечтался, конечно) Геннадием Жуковым – он мог бы написать собственное «Посвящение гитаре», отношения с которой выходят у Якимова ОЧЕНЬ далеко за рамки пресловутых «трех аккордов», чаще всего инкриминируемых авторам-исполнителям критиками АП.

И последнее. Имеющийся у меня экземпляр диска – 1999 года выпуска; отличается он от опубликованного на офсайте одной буквой «л» в слове «Ахвеллоу», обложкой, и тем, что на ней неверно указано авторство стихов к целому ряду песен. «Правильное» авторство – в приложенном текстовом файле, и в именах/тегах mp3.
01. ЛИРИКА (Через два года...) - Иосиф Бродский {1959}

02. ПЛАВАНЬЕ (Это было плаванье сквозь туман...) - по стихам Иосифа Бродского {1971}

03. ПЬЯНАЯ ПЕСНЯ (Пришел сон...) - Иосиф Бродский {1964}

04. НЕУДАВШИЙСЯ РОМАНС (Дайте медному парню оторваться от камня...) - Игорь Салчак {1982}

05. НОЧКА (Отчего бы нам с тобой не улететь...) - Игорь Салчак {1982}

06. ИНДИЙСКАЯ БАЛЛАДА или АХВЕЛЛОУ (Здесь, в городе этом...) - Николай Якимов (I часть) и Генрих Сапгир (II часть) {1993}

07. ДЕКАБРЬСКАЯ НОЧЬ (Однажды в детстве после школы...) - по стихам Альфреда де Мюссе {1836}

08. ВОЗВРАЩЕНИЕ (Я из дому вышел, когда все спали...) - Николай Гумилев {1912}

09. СЛУШАЯ ЛЯО-ЧЖАЯ или МОЕЙ ЛИСЕ (Маленькая женщина-лиса...) - Михаил Басин {1989}

10. РЫБАК (Однажды на запад уйдут облака...) - Николай Якимов {1998}

11. ЗАВОДИ (Солнце скрылось на западе...) - Николай Гумилев {1910}

12. МЁРТВЫЙ ВАЛЬС (И вот мы входим в мертвый лес...) - Николай Якимов {1981}

13. Живёт такой человечек... - Игорь Салчак {1982}

Николай Якимов