АЗиЯ-плюс

Из прессы

|| Главная | Из прессы >

"Ускользающая песня города". Отрывок из статьи Марианны Николиной (журнал "Женский Петербург", апрель 2007 г.)

Татьяна Алёшина (журнал "Театральный Петербург", №3, 2006, беседа Марины Бариновой)

Манана Менабде «У каждого свой сад…» Наталья Савельева, журнал "Люди и песни" №3, 2005 г.

"Отношение к слову" Ю. Неменова, "Буквоед-ревю", май 2005

День памяти Николая Гумилёва. КТО ТАКИЕ АЗИЯТЫ. "Аргументы и факты", 19.08.04

Басин М. Охотник и поэт // Вести (Израиль) 09.09.1999

"Дивы Евразии". Дружественный фестиваль этнической культуры". П. Знаменый, "Литературная газета" №10 (17-23 марта 2004 г.)

"Полёт в песню. Полёт песни" Кутьёва Л.В. Электронный журнал "Образование: исследовано в мире". 15.07.03

"Манана Менабде: Очень важно иметь свой голос" Анатолий Гуницкий, газета "Вечерний Петербург", 21 февраля 2001 г.

"Николай Якимов. Z (зет). Ахвеллоу. АЗиЯ-плюс", GEORGE, «Этажерка», приложение к газете «Вечерний Петербург», 2002

"Манана Менабде: Очень важно иметь свой голос" Анатолий Гуницкий, газета "Вечерний Петербург", 21 февраля 2001 г.

Грузинская певица училась в Москве, любит Петербург, а живёт в Берлине…

Недавно в нашем городе состоялось несколько выступлений замечательной грузинской певицы Мананы Менабде. Она принимала участие в вечерах памяти Иосифа Бродского в Театре Эстрады и в Музее Анны Ахматовой, а также дала сольный концерт в Музее театрального и музыкального искусства. Во время этого концерта Манана Менабде продемонстрировала программу «Сон о Грузии», кроме того, читала свои стихи и исполнила множество других, и не только грузинских песен. Это был незаурядный концерт! Очень проникновенно, неповторимо, волшебно-тепло поёт Манана Менабде… Через несколько дней мне удалось с ней побеседовать. Именно побеседовать, поскольку в данном случае совсем не хотелось действовать по канонам традиционного интервью. Ведь Манана не имеет ни малейшего отношения к обширному клану массово-популярных исполнителей, и было бы просто неприлично заморачивать её стандартными вопросами о впечатлениях, творческих планах и так далее. Манана – не только выдающаяся певица, но и поэт, художник, композитор, актриса, режиссёр. Родилась она в артистической семье сестёр Ишхнели, известных исполнительниц грузинского городского романса. В юные годы выступала и гастролировала с оркестром «РЭРО», а потом началась её сольная карьера: концерты, сотрудничество с группой фольклорного джаза «Энкени», съёмки в кино, создание телевизионных передач и сценариев. С 1991 года Манана Менабде живёт в Берлине, где успешно продолжает свою многоплановую деятельность. В Питере Манана не была тринадцать лет…

Манана Менабде:
- Мне говорили: теперь и Питер и Москва совсем другие, но я настолько соскучилась, что жадно смотрю на все знакомые места. И они встречают меня точно так же, как встречали бы раньше. Так сложилась моя судьба, что прежде я приезжала в Питер не слишком часто, хотя и здесь мне порой приходилось жить месяцами. Но при этом я Ленинград совсем не знала, не могла влиться в эту среду, была как-то отдельно… и люди были отдельно, и дома. Очень странно всё складывалось… А когда сейчас приехала, то… Вдруг увидела этот город… какой он есть, вдруг у меня открылись глаза. И это неизгладимое впечатление! Во что оно выльется – в музыку, в стихи или картину – пока не знаю, но знаю: что-то произойдёт, что-то принесёт мне это необыкновенное открытие!
Анатолий Гуницкий:
- Несколько лет назад Вы сказали, что для Вас в творческом плане жизнь в Москве была не менее значимой, чем в Грузии.
М.М:
- Это так. Потому что я училась в ГИТИСе, и это была эпоха золотого студенчества! Наверное, когда тебе двадцать один год и ты долго находишься в московской культурной среде, то и созреваешь в ней, и многому учишься, и многое начинаешь понимать. Да, я люблю Москву, она была домом моим, но не менее дороги были мои приезды в Петербург.
А.Г:
- Много лет назад Вас вынудили уехать из Грузии, теперь Вы живёте в Берлине. Часто ли Вам приходится там выступать?
М.М:
- Больше десяти лет мне понадобилось, чтобы сделать себе в Берлине имя. И это совсем недавно я попала в эту «эмигрантскую струю». А начала я с улицы. Да и как иначе? Кто меня там знал? Никто… Выступала в кабаках, и в клубах, где угодно, но позже – и на большой сцене, пусть и не слишком часто.
А.Г:
- В репертуаре вашем есть и грузинские песни, и песни Окуджавы, Вертинского, Бреля, и Ваши собственные. Когда мне посчастливилось услышать «Сон о Грузии», я понял, что во время исполнения именно грузинских песен Вы раскрываетесь в полной мере.
М.М:
- Конечно. Что такое, в конце концов, твоя родина? Это те горы, которые находятся именно там, в Грузии. Это ручей, который только там течёт, и то солнце, которое там восходит и заходит. А в других местах всё другое – и ручей, и солнце. Солнце-то одно, только там это – грузинское солнце. И оно – моё. И тот снег, что идёт там, - совсем другой снег, чем здесь. Вот всё это и есть понятие родины.
А.Г:
- Расскажите о проекте «Манана Менабде и Шин».
М.М:
- Всё началось в Тбилиси, ещё в 1975 году. Я и несколько музыкантов стали собираться, чтобы делать что-то совсем не похожее на то, что играют другие. Очень интересные были музыканты, особенно один из них, гитарист Заза Миминошвили. Некоторое время мы играли вместе, я была вокалисткой, а потом мы разбрелись в разные стороны. И вот, через много лет, в 1994-м мне позвонили – оказывается, все те ребята теперь в Германии, в одном маленьком городке… Они сказали: «Может, мы ещё раз что-нибудь сделаем вместе?» И мы опять стали работать. У них была очень сильная группа: выяснилось, что какой-то немецкий миллионер услышал их в Тбилиси, где они работали в театре Марджанишвили, и пригласил в Германию. Мы сделали с помощью моего продюсера Даниэлы Шульц несколько записей и дали концерты в Берлине, в Лейпциге, в других городах.
А.Г:
- Я слышал несколько номеров в исполнении проекта «Манана и Шин» на кассете. Это очень здорово! Хотелось бы услышать эту первоклассную «уорлд-мьюзик» со сцены… А в финале выступления в Театральном музее демонстрировался клип, это тоже «Манана и Шин»?
М.М:
- Нет, это совсем другие музыканты и совсем другаяистория. В 1999-м одна моя подруга приехала из Тбилиси в Берлин и привезла с собой записи музыки, которую сочиняет её племянник Нико. Я прослушала. Что-то необыкновенное! Во многом непривычное для меня. Эдектронная музыка, но не техно. Я сразу же позвонила в Тбилиси и сказала Нико, что хочу с ним работать. И полетела в Тбилиси вместе с Даниэлой Шульц; там с Нико и его приятелем Гоги Дзодуашвили мы записали диск. Если «Манана и Шин» – это фольклорный джаз, то с Нико и Гоги мы сделали музыку в стиле трип-хоп.
А.Г:
- А что Вы думаете о современной рок-музыке?
М.М:
- Я много разного слышала, про всё сейчас не расскажешь… В своё время очень сильно меня поразил «Наутилус Помпилиус», нравился Гребенщиков и «Аквариум». Цой – для меня он жив всё равно. И то, что начинал делать Башлачёв, но не продолжил… Это было полное откровение! Открытие! Или некоторые песни «Аквариума», или из альбома «Пятиугольный грех» – по текстам вроде бы полный абсурд, но это же всё то, что с нами происходит. И может быть, именно это и привело меня к абсурдистским притчам в прозе, которые я часто пишу теперь. А ещё о музыке так скажу – я училась этому и у своих бабушек, и у больших мастеров, и у великих певцов… Если ты поэт – ты должен стать словом, а если ты музыкант – должен стать музыкой. Очень важно иметь свой голос, это самое сложное. Это ежедневная работа души. И не надо ничего лишнего, ведь соловей ничем себя не украшает, кроме того, что у него есть.
А.Г:
- Манана, мне известно, что Вы находитесь в дружеских отношениях с музыкантами Творческого союза «АЗиЯ», которые уже давно специализируются на исполнении современной камерной песни. А некоторые из них – Елена Фролова, Николай Якимов, Евгения Логвинова и другие – приезжали в Берлин и выступали вместе с Вами…
М.М:
- Эти люди в творческом плане выходят за пределы КСП, они не только барды. Я пока ещё не вхожу в состав «АЗиИ», я пока ещё приглашённый человек. В Германии они пели для определённого круга. Как и здесь, в России. Но сейчас в Германии этот круг сузился. Что делать, нам там никто «Карнеги-холл» не даёт…
А.Г:
- Может быть, это и хорошо.
М.М:
- Может быть. Но я считаю, что надо выносить своё искусство на большую аудиторию. Потому что выступление на большой сцене даёт совершенно другие крылья, ты по-иному уже начинаешь смотреть на всё, что делаешь. И я хочу чтобы «АЗиЯ» и её расширенный вариант «АЗиЯ-плюс» состоялись как… такой организм, который сумеет вынести себя на большую площадку. И выстоять там. Если нет – то нам не по пути. Я говорю про это совершенно открыто и честно – потому что если будет узкий круг, то возможностей станет меньше. Надо думать не только о сегодняшних успехах, но и о следующем поколении. О том, что ты оставишь после себя.


…Я уверен, что в дальнейшем деятельность союза «АЗиЯ» расширится, и мы ещё не однажды о нём услышим. И что Манана Менабде в следующий раз появится в Питере не через 10-15 лет, а гораздо раньше. Её многогранное дарование, безусловно, заслуживает того, чтобы о нём знали многие.
Анатолий Гуницкий