АЗиЯ-плюс

Радиопередача "Ступень к радости"

|| Главная >

Выпуск № 60 (30.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив"). Песни А. Мирзаяна, А. Деревягина и В. Луферова

Выпуск № 59 (23.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив" и планах студии "АЗиЯ-плюс"). Песни А. Мирзаяна, Е. Фроловой, А. Деревягина и стихи О. Седаковой

Выпуск № 58 (16.10.2005) Гости: композитор, музыкант Юрий Касьяник

Выпуск № 57 (9.10.2005). Гости: поэт, художник, музыкант Дмитрий Стрижов (Нью-Йорк - СПб)

Выпуск № 56 (2.10.2005). Гости: Александр Деревягин

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть вторая.

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть первая.

Выпуск № 54 (18.09.2005). Гости: Настя Макарова (группа "Ступени")

Выпуск № 53 (11.09.2005). Гости: Зам. директора Арт-центра "Борей" Валерий Петрукович (СПб) и писатель Андрей Сольницев (Голландия). Песни Андрея (Дюши) Романова, Анны Герасимовой (Умки), музыка Сергея Курёхина.

Выпуск № 52 (4.07.2005). К выходу нового CD "Первый круг. 15 лет спустя". Гости: Николай Якимов. Песни участников ТО "Первый круг"

Выпуск № 22 (21.11.2004). Гости: Алексей Хвостенко. Часть первая.

СТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 22 (21.11.2004)
БЕНЕДИКТ БУРЫХ И АЛЕКСЕЙ ХВОСТЕНКО
(начало)

АВТОР (ББ): Добрый день, дамы и господа! В эфире – программа «Ступень к радости», у микрофона Бенедикт Бурых. Cегодня в этой передаче вы услышите песни Алексея Хвостенко. Алексей Хвостенко – Хвост – легендарный человек, без преувеличения. Его чудесные песни давно известны, однако следует иметь в виду, что Алексей не только поэт, не только исполнитель. Он и художник, и скульптор, и драматург, и режиссер. Алексей много лет жил за границей, во Франции, в основном, и не имел возможности вернуться на Родину. И только зимой этого года ему восстановили российское гражданство. Он приезжал в Питер весной, потом в конце лета и уже успел дать несколько чудесных концертов. И недавно приехал снова, на фестиваль, посвященный юбилею артцентра «Свободная Культура», или – «Пушкинская, 10». И дал в минувшую пятницу концерт в клубе «ГЭЗ». Вместе с группой «Дегенераторс». Публики в зале было очень много. И это не удивительно – совсем нечасто происходят такие чудесные, без преувеличения, коллекционные концерты.

(звучит «Песня о независимости»)

В исполнении Алексея Хвостенко прозвучала его старая добрая «Песня о независимости».
А сейчас я хочу представить радиослушателям Алексея Хвостенко собственной персоной, он сейчас находится здесь, в студии радио «Открытый город». Алексей, привет, добрый день!

АХ: Добрый день!
ББ: Алексей, я очень рад, что ты пришел к нам в студию, и что ты в последнее время уже не один раз приезжаешь в Питер, чего много-много лет не было. Но теперь, видимо, это уже будет носить регулярный характер?
АХ: Я думаю да, поскольку я получил, наконец, российское гражданство указом нашего президента и могу теперь ездить свободно в Россию, – когда мне заблагорассудится.
ББ: Вот сейчас была выставка к юбилею арт-центра «Пушкинская, 10» и там ведь были представлены твои работы тоже. Но у тебя в Москве гораздо более объемная выставка проходила, и продолжается сейчас…
АХ: Да, в Москве сейчас идет моя выставка в музее современного искусства имени Зверева, и она продлится до конца ноября.
ББ: Так что наши радиослушатели – если у них будет такая, разумеется, финансовая возможность и будет желание посетить твою выставку в Москве, потому что здесь, в Питере, выставка в Манеже уже закрылась, – они могут в Москву отправиться и там увидеть твои работы. Это хорошо очень, но все-таки у нас программа музыкальная, лично я бы с удовольствием с тобой беседовал о самых разных вещах, и даже сейчас не могу сказать конкретно о каких, много интересных тем, но программа музыкальная и мы должны как-то подгонять нашу беседу под музыкальные звуки.
АХ: Давай так и сделаем.
ББ: Так и сделаем, да. У тебя вышло ведь довольно много пластинок, особенно за последние годы и именно здесь, в России.
АХ: Да.
ББ: И общая сумма альбомов постоянно увеличивается, и вот я знаю, что должен выйти скоро очередной диск, который выпустит, наконец, Андрей Тропилло, с группой «Дегенераторс» второй альбом.
АХ: Да, не исключено, по крайней мере, предварительная работа сделана и я надеюсь, что эта пластинка скоро появится.
ББ: Да, я тоже на это надеюсь, я думаю, на это надеются очень многие люди, потому что твое творчество благодаря всем этим альбомам стало известно широкому кругу очень. Но вот совсем ведь недавно… вообще я хочу вот о чем сказать в этой программе… песен много записано, вышло много пластинок, много альбомов, но мне интересен вот сегодня именно в большей степени, ну скажем так – Хвост изначальный, то есть, те песни, которые ты исполнял еще здесь, в России, еще до своей эмиграции. И вот первый альбом, который вышел, это был «Прощание со степью».
АХ: Ну да.
ББ: Он ведь записывался уже в Лондоне?
АХ: Он записывался в Лондоне в восемьдесят первом году, и тогда же был записан второй альбом «Последняя малина», он вот только сейчас вышел, его выпустил Олег Коврига в Москве, в тоже самое время он записывался.
ББ: С кем ты эти альбомы записывал, в частности, сначала «Прощание со степью»?
АХ: Хвост: Это все делалось с теми же самыми музыкантами, с двумя парижскими цыганами, с Паскалем де Люшеком и Андреем Шестопаловым.
ББ: То есть, они помогали тебе, аккомпанировали…
АХ: Да. А в то время в Лондоне была организована фирма, которая должна была работать бесперебойно, но она распалась после выпуска первой пластинки, вторая – «Последняя малина» – была записана, но света не увидела, но вот сейчас, спустя двадцать лет, она выпущена.
ББ: Ну, распад – это участь многих фирм, как известно, и в данном случае нельзя считать эту компанию оригинальной, но, слава богу, все же вышел спустя годы альбом «Прощание со степью», спустя годы, переизданный в нашей многострадальной стране, и вот я уже сказал, что хочется, чтобы сегодня прозвучало как можно больше твоих песен старых, изначальных и вот еще одна из песен с этого альбома, тоже давно написанная, которую ты исполнял еще до эмиграции, песня «Пасмурный день». Это старый твой номер…
АХ: Да, еще в России песня была написана.

(звучит песня «Пасмурный день»)

ББ: Вы слушаете программу «Ступень к радости», у микрофона Бенедикт Бурых, и я напомню, что сегодня в гостях на Радио «Открытый Город» – Алексей Хвостенко. Алексей, я хочу сейчас перед тобой извиниться, мы начали эту программу, начали беседу, начали слушать песни и я нахально, извини, бога ради, забыл тебя поздравить с днем рождения, у тебя недавно, 14 ноября, был день рождения , но лучше поздно, чем никогда, я тебя искренне поздравляю.
АХ: Спасибо. Спасибо.
ББ: А сейчас вернемся к нашим песням, то есть, к твоим песням, вернее… Вот первый альбом мы послушали немножко, два номера из альбома «Прощание со степью», а теперь альбом второй, он записан тогда же, ты уже о нем упомянул несколько минут назад, это «Последняя малина». Вот был когда концерт недавно, в «ГЭЗе»… есть какой-то круг песен, которые ты исполняешь, но от концерта к концерту эти песни немножо меняются. Ты поешь не все свои песни во время концерта, это естественно. Но вот песни, которые вошли в этот альбом, я что-то не припомню, чтобы ты их исполнял на концертах.
АХ: Я практически эти песни вообще не пою, и они были записаны специально для альбома. Эти песни я распевал, будучи еще совсем подростком, когда еще сам не сочинял песен, отчасти я почерпнул их у своего отца, который тоже любил их распевать, ну и на улице, вот так они ко мне и пришли.
ББ: Ну, это такая можно сказать авторская переработка народного российского фолка, городского.
АХ: Да. И, кроме того, я вставил несколько песен Глеба Горбовского, которые, по-моему, органически вписываются в этот контекст.
ББ: Но мы не сможем весь альбом послушать, это не реально в рамках одной программы, но вот сейчас произнес фамилию Глеба Горбовского и, если я не ошибаюсь, выпуск этой пластинки… к нему имел некоторое отношение Кузьминский.
АХ: Кузьминский?
ББ: На обложке указана его фамилия. Я не имею в виду, что он был связан с выпуском диска как такового, но там были то ли какие-то версии его стихов или им было…
АХ: Нет, Кузьминский подарил кому-то – я уж не помню кому – записи этих песен, и была выпущена кассета, которая называлась «Хвост от Кузьмы». И туда вошли вот эти песни…
ББ: А, вот я про это и говорю.
АХ: Но вообще-то к выпуску этой пластинки он не имеет никакого отношения.
ББ: Ну, я имел ввиду, что он как бы косвенно связан, об этом шла и речь, и вот эти песни, которые в это альбом вошли они ведь в общем-то на самом деле известны очень многим людям, и недаром ты сказал, что пел их еще до того, как стал сочинять свои. Такая в самом деле классика русского… советского фольклора, шансона…
АХ: Песни подворотен.
ББ: Песни подворотен. Которые остались. И подворотни, и песни остались. Так что я думаю, было бы просто интересно по меньшей мере, чтобы эти песни прозвучали немножко в сегодняшней нашей передаче.

(звучит песня «Фонарики ночные»)

ББ: Алексей, ты уехал их России очень много лет назад, и вряд ли нужно спрашивать тебя, почему ты тогда эмигрировал, это было, пожалуй, естественно в те годы, это было повальное веяние, вполне закономерное. Когда ты попал в свободный мир, то ты, насколько я понимаю, смог заняться всем тем, чем ты хотел заниматься и мог там заниматься этим свободно, помимо сочинения песен.
АХ: Разумеется. И это осуществилось. Я поставил почти все свои пьесы написанные, я провел массу выставок, песни записал.
ББ: В основном, ты жил во Франции?
АХ: Во Франции, да. Кроме этого, я много путешествовал, и выставками, и с концертами, и с разными проектами.
ББ: Ты путешествовал по Европе, был и в Израиле, и за океаном?
АХ: Да, в Европе, в Америке.
ББ: Скажи, пожалуйста, не знаю, но можно ли сказать про русскую колонию в Париже, велика ли она по численности, по размеру?
АХ: Она велика, конечно, но не объединена. И я попытался организовать вот такой небольшой клуб для русских в своей матерской, такое небольшое помещание, метров триста квадратных, и оно просуществовало года четыре, и там мне удалось сделать маленький камерный театрик, и каждый четверг мы устраивали там музыкальные вечера, приходили люди, приезжали, читали стихи, пели песни, и вообще проходила масса всяких культурных мероприятий.
ББ: Но сейчас про этот клуб уже, увы, надо говорить в прошедшем времени? Да?
АХ: К сожалению, да, потому что контракт не был мне продлен, дом поставили на капитальный ремонт и нас оттуда выселили. К сожалению…
ББ: Как-то это все немножко напоминает наши российские реалии…
АХ: Да. Ну что ж делать…
ББ: В связи с этим… Вот сейчас ты получил возможность приезжать домой, в Россию, мы с тобой уже говорили вскоре после твоего приезда, ты заметил, что Питер стал гораздо симпатичнее чисто визуально, ну, сейчас, конечно, зимнее время, время грязноватое, сейчас не то, что летом, не то что весной и даже осенью, но все-таки ты отметил тогда, что Питер стал гораздо пригляднее. А вот если выйти в нашем диалоге их аспекта визуального… вот вообще ситуация в стране… Ты, наверное, знаешь, что теперь опять очень много пошло разговоров… не опять, а просто пошли разговоры о том, что в определенном плане жизнь здесь становится гораздо более сложной и в смысле экономическом, это самом собой, но и в плане духовном, что идут ограничения свобод, свободы слова, в частности… Что ты думаешь по этому поводу? Что будет дальше в этом аспекте в нашей стране происходить?
АХ: Э-э-э… Мне трудно делать прогнозы, но хотелось бы надеяться, что все-таки все пойдет к лучшему.
ББ: Разумеется, хотелось бы. Но пойдет ли? А если пойдет – то когда?
АХ: Когда…(смеется). Это вопрос, на который неизвестно кто может ответить…
ББ: Ну, будем надеяться, в самом деле, на лучшее, а сейчас продолжим знакомство… вернее, даже уже не знакомство, потому что песни старые… прослушивание твоих песен.

(звучит песня «Песенка про психа»)

(продолжение следует)