АЗиЯ-плюс

Радиопередача "Ступень к радости"

|| Главная >

Выпуск № 60 (30.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив"). Песни А. Мирзаяна, А. Деревягина и В. Луферова

Выпуск № 59 (23.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив" и планах студии "АЗиЯ-плюс"). Песни А. Мирзаяна, Е. Фроловой, А. Деревягина и стихи О. Седаковой

Выпуск № 58 (16.10.2005) Гости: композитор, музыкант Юрий Касьяник

Выпуск № 57 (9.10.2005). Гости: поэт, художник, музыкант Дмитрий Стрижов (Нью-Йорк - СПб)

Выпуск № 56 (2.10.2005). Гости: Александр Деревягин

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть вторая.

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть первая.

Выпуск № 54 (18.09.2005). Гости: Настя Макарова (группа "Ступени")

Выпуск № 53 (11.09.2005). Гости: Зам. директора Арт-центра "Борей" Валерий Петрукович (СПб) и писатель Андрей Сольницев (Голландия). Песни Андрея (Дюши) Романова, Анны Герасимовой (Умки), музыка Сергея Курёхина.

Выпуск № 52 (4.07.2005). К выходу нового CD "Первый круг. 15 лет спустя". Гости: Николай Якимов. Песни участников ТО "Первый круг"

Выпуск №33 (24.04.2005). Гости: группа "Ступени" (Настя Макарова и Елена Белкина) и поэт Дмитрий Григорьев. Продолжение

CТУПЕНЬ К РАДОСТИ
Выпуск №33 (24.04.2005)
II часть.

Бенедикт Бурых: Теперь, после песни «Падаю в небо», в нашей студии появился еще один гость. Это писатель, поэт и прозаик Дмитрий Григорьев. Привет!

Дмитрий Григорьев: Добрый день.
ББ: Добрый день. С хорошим человеком всегда поговорить приятно, однако в данном случае Дмитрий появился в нашей студии не случайно. Во-первых, я попрошу тебя рассказать о прошедшем на днях в Фонтанном Доме фестивале верлибра, в котором ты принимал участие. А во-вторых… ну, в начале давай разберемся с тем, что «во-первых».
ДГ: На самом деле этот фестиваль уже проходит не первый год, но до настоящего времени он проходил в Москве.
ББ: Какой же он был по счету?
ДГ: По-моему, двенадцатый.
ББ: Двенадцатый?
ДГ: Да, если я не ошибаюсь. Начиналось все в Музее Сидура, был такой скульптор известный, после его смерти остался большой музей, и там его жена устраивала фестивали, куда съезжались от 50-ти до 150-ти поэтов. А в этом году фестиваль сменил место проживания и поселился в Петербурге, в Фонтанном доме. Сюда приехало еще больше поэтов, чем в Москву. Я думаю, поэтов сто пятьдесят было точно.
ББ: Но в дальнейшем эта фестивальная ситуация будет продолжаться и нарастать, или опять все в Москву вернется?
ДГ: На самом деле, я смотрю, что в современной петербургской поэзии верлибр очень популярен. Я бы даже не сказал верлибр, лучше употреблять термин «свободный стих». Как-то это по-русски звучит, и я думаю, что среди русской поэзии эта тенденция тоже существует. Поэтому совсем неудивительно, что в Питере – и может быть, какой-нибудь подобный фестиваль будет еще и в Москве.
ББ: Тогда один теоретический вопрос. С чем, по-твоему, связано то, что в русском именно стихе много таких свободных форм, как в других языках, других культурах – во Франции, в Англии, в Италии – повсюду, конечно, есть верлибр, но в русском языке больше?
ДГ: На самом-то деле – наоборот скорее. Европа первая стала писать свободным стихом, причем очень активно, сейчас практически большинство ведущих европейских поэтов не пишет в рифму. Почему? Я не знаю.
ББ: Может быть, они не умеют просто?
ДГ: Нет, умеют и еще как! Я могу сказать, что и наши поэты очень многие пишут в рифму – я, например, тоже пишу в рифму часто, но и свободным стихом. Это – как говорится – каждый пишет как он дышит. Может, сейчас дыхание такое в атмосфере, что как бы рифма себя потихоньку изживает. Хотя нельзя сказать, чтобы рифма себя изживала.
ББ: Наверное, она себя никогда и не изживет.
ДГ: Да, она себя не изживет никогда. Тем более, в русском языке.
ББ: Но тем не менее, вот именно свободный стих, верлибр – его много, и, видимо, там срабатывают какие-то другие механизмы, и наверное, это уже в полной мере надо говорить с литературоведами, хотя с ними иногда говорить скучно, но может, они могли бы объяснить, подсказать механику того, что происходит.
ДГ: Они и объясняют. Я скажу, что на этом фестивале помимо выступлений поэтов, очень большая часть была посвящена теории. В связи с чем приезжают профессора из разных даже стран, в Петербург, например, много московских исследователей и поэтов приехало, а вот в Москве, в прошлом году, были и сербские. И теоретические доклады о том, почему же так происходит. Об изменениях в современной поэзии.
ББ: Что-нибудь дельное говорили они?
ДГ: Если бы я их слушал…
ББ: Понятно. Во всяком случае, если бы ты их и слушал, то ведь все равно нужно время, чтобы на практике проверить степень дельности того, о чем они говорили. Ладно, а вот теперь перейдем к тому, что «во-вторых». Ты принимал участие в фестивале, ты читал там свои стихи, но читал ты довольно мало. И, в конце концов, сказал, что побольше ты сможешь прочитать 25 апреля, когда будет твой персональный авторский поэтический вечер в клубе «Платформа.
ДГ: Да, совершенно верно. В девятнадцать часов, завтра. Буду читать, сколько душе будет угодно, а душе, наверное, будет угодно тоже немного, я обычно много не читаю, по крайней мере, на час я рассчитываю.
ББ: Может быть, в качестве анонса к тому, что ты будешь читать завтра, прочтешь нам сейчас пару-тройку своих стихотворений?
ДГ: Не обязательно верлибры, я думаю.
ББ: Это как покатит.
ДГ: Начну я как раз с верлибра…
Проходит время
Проходит боль
Проходит жизнь
А мы – застряли
Ведь он все стоит в проходе
Ни туда, ни сюда не проходит
Стоит почти совсем голый
Загородил дорогу
Растопырил рукиИ молчит, свесив голову,
Будто спит
Мы его сами вперед толкали
Гнали пинками наверх скорее
Приколачивали руки, чтобы не падал
Ноги привязывали
Кровью перепачкались даже
Говорят, что за ним
Есть выход
Но он на нас и не смотрит
Только на камни
Внизу под ногами
Где старые кости
Белые, тихие его молитвы.

ББ: Это номер один. Это был свободный стих.
ДГ: Но на самом деле, я говорю, что каждый пишет, как он слышит – мне очень нравится эта песня Окуджавы, которая как раз передает это отношение к творчеству, как раз дыхание определяет все, поэтому очень часто получается и в рифму.

На газоне уже трава
И день открыл свой влажный рот
Где свежим асфальтом дымятся слова
И дел невпроворот
Где летит, словно птица, трамвай
По сверкающим в небе лучам
И твоя потерянная голова
Не дает покоя плечам.

Так что, видите, можно и так, можно и сяк, это все зависит от внутреннего настроения, от внутреннего состояния.
ББ: Ну, это само собой. Может быть, еще одно стихотворение? Мы потом продолжим программу, у нас программа в доминанте своей музыкальная, но, тем не менее, было бы неплохо, если бы ты еще почитал.
ДГ: Надо сказать, что у девочек в песнях стихи тоже очень хорошие.
ББ: Да, мне тоже нравятся, иначе бы они в этой программе и не появились.
ДГ:
У поэта много жизней
И одна другой короче
Никакой костюм поэтому
На поэте не сидит
А слезает, облезает
Убегает и хохочет
Или плачет среди ночи
Пуговицами-слезами
Или в танце диком кружится
Или вместо поэта ложится
То с девушкой милой
То в сырую могилу
И все думают, что это – поэт
А поэт – совсем раздет
И прозрачен на просвет.

ББ: Ну что ж, Дима, спасибо огромное, за то, что ты прочитал свои стихи. И я надеюсь, что твое завтрашнее выступление в клубе «Платформа», твой творческий вечер пройдет удачно. Ну а теперь, поскольку у нас есть еще немного времени, я хочу вновь вернуться к песням группы «Ступени».

(звучит песня «Океан»)

ББ: Продолжаем нашу программу. Вновь группа «Ступени». Лена, скажи, пожалуйста… вернее, Настя… Песни, которые вы исполняете – все твои?
НМ: Да.
ББ: Вот в начале передачи звучала песня в исполнении Елены Фроловой. Скажи, а у тебя не было никогда желания свои песни камерным или даже сольным таким вариантом исполнять? Потому что я, когда их слышу, я понимаю ,что они могут звучать и без группы, и все равно они будут достаточно впечатлять, и это будет эффектно, потому что очень приятные слова, не просто – как бывает в песнях рок-н-ролльных, набор каких-то слов, рифмованных или не рифмованных, поэтому-то я и спрашиваю тебя об этом.
НМ: Мне кажется, что наш дуэт с Леной, наша акустика, она вполне камерна и вполне отвечает вот этим запросам. И поэтому на самом деле мне это более близко и интересно, чем играть с группой. Потому что с группой вот мы попробовали, поиграли, и как-то… ну не совсем это то, что хотелось. А вот такое акустическое, камерное звучание, оно как раз способствует тому, чтобы и тексты можно было расслышать, и оказаться в атмосфере более теплой, более близкой, более живой. Поэтому мне кажется, что мы вполне соответствуем этой камерности.
ББ: А вот теперь все-таки к Лене вопрос… Лена, ты достаточно часто сотрудничаешь с музыкантами из Творческого союза «АЗиЯ». Когда началось это сотрудничество с «азиятами»?
ЕБ: Я думаю,что с «азиятами» мое сотруднчество началось даже раньше, чем с группой «Ступени». Лет семь назад, так сложилось – не знаю, судьбою, что ли, что я поступала в консерваторию, и я даже не понимаю как, но так получилось, что Татьяна Алешина – она помогала мне, подготавливала меня по гармонии и сольфеджио. И так сложилось наше знакомство, и мне вообще очень близко творчество «АЗиИ», я его очень люблю, и большое счастье, что меня пригласили, и я вот до сих пор как-то уже переиграла со всеми «азиятами», и сейчас играю с плюсами, вот сейчас в среду будет Яржомбек, в котором я тоже принимаю участие…
ББ: В концерте которого ты принимаешь участие.
ЕБ: Да-да, в концерте я тоже принимаю участие, в Интерьерном театре. Вот.
ББ: А в консерваторию-то ты поступила?
ЕБ: В консерваторию я поступила, но проучилась там очень недолго, потому что параллельно поступила в университет кино и телевидения, и почему-то все-таки выбрала университет, в котором тоже не доучилась…
ББ: И в завершении всей этой информации, которую ты сообщила, следует, мне кажется, добавить, что теперь ты живешь в Москве, и сюда приезжаешь время от времени.
ЕБ: Да. Я просто работаю в Москве, так жизнь складывается, что там нужно работать и зарабатывать деньги.
ББ: Да, жизнь так складывается, что нужно зарабатывать деньги, никуда от этого не денешься. Но теперь опять назад к музыке, еще одна песня, которая называется «Колесо».

(звучит песня «Колесо»)

ББ: Ну что ж, наша программа подошла к концу, напомню, что сегодня мы слушали песни в исполнении группы «Ступени». И гостями программы «Ступень к радости» были Настя Макарова и Елена Белкина. Спасибо, я надеюсь, у вас завтра в Театре Эстрады все будет хай-фай, то есть, по высшему классу. И что вы запишете еще не один сольный альбом, что ваши пластинки еще будут появляться. И что Лена, несмотря на свою чудовищную занятость в Москве, и занятость в группе «Ступени» плюс прочие дела, будет продолжать сотрудничество с музыкантами из творческого союза «АЗиЯ» и будет с ними выступать. Напомню, что ближайший концерт ТС «АЗиЯ-плюс» состоится 27 апреля, в среду, в этот вечер в Интерьерном театре будет выступать гость из Москвы – поэт, автор песен АНТОН ЯРЖОМБЕК. Концерт пройдет при участии Татьяны Алёшиной, Александра Деревягина, Евгении Логвиновой, Николая Якимова, Елены Белкиной (флейта) и еще Дмитрия Хахалина, скрипача. То есть, такой полный набор удовольствий. На сегодня все.До свидания. Спасибо вам.
НМ и ЕБ: Спасибо большое.
ББ: До встречи через неделю, программу провел Бенедикт Бурых, и в самом финале еще одна песня из альбома «Само собой» И песня эта называется «Письма».

(звучит песня «Письма»)