АЗиЯ-плюс

Радиопередача "Ступень к радости"

|| Главная >

Выпуск № 60 (30.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив"). Песни А. Мирзаяна, А. Деревягина и В. Луферова

Выпуск № 59 (23.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив" и планах студии "АЗиЯ-плюс"). Песни А. Мирзаяна, Е. Фроловой, А. Деревягина и стихи О. Седаковой

Выпуск № 58 (16.10.2005) Гости: композитор, музыкант Юрий Касьяник

Выпуск № 57 (9.10.2005). Гости: поэт, художник, музыкант Дмитрий Стрижов (Нью-Йорк - СПб)

Выпуск № 56 (2.10.2005). Гости: Александр Деревягин

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть вторая.

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть первая.

Выпуск № 54 (18.09.2005). Гости: Настя Макарова (группа "Ступени")

Выпуск № 53 (11.09.2005). Гости: Зам. директора Арт-центра "Борей" Валерий Петрукович (СПб) и писатель Андрей Сольницев (Голландия). Песни Андрея (Дюши) Романова, Анны Герасимовой (Умки), музыка Сергея Курёхина.

Выпуск № 52 (4.07.2005). К выходу нового CD "Первый круг. 15 лет спустя". Гости: Николай Якимов. Песни участников ТО "Первый круг"

Выпуск №43 (3.07.2005). Гости: Сергей Щураков (лидер группы ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ) и Сева Гаккель. Часть первая.

CТУПЕНЬ К РАДОСТИ
Выпуск № 43
3 июля 2005

Бенедикт Бурых: Добрый день! Здравствуйте! В эфире - программа «Ступень к радости», у микрофона - Бенедикт Бурых. Сегодня в этой программе вы услышите новые записи группы ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ, а в традиционном литературном разделе прозвучат стихи Иосифа Бродского в авторском исполнении. Рядом со мной, в студии радио «Открытый город - Сергей Щураков, лидер группы ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ, и импрессарио этой команды Cева Гаккель. Привет! Друзья мои, вопросов у меня много к вам, и они, конечно, будут связаны с группой ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ. Мы сегодня будем слушать записи, достаточно новые, хотя они вроде бы еще не издавались, и неизвестно, когда будут изданы. Так?
Сергей Щураков: Ориентировочно известно, что в конце июля в Москве компания «Геометрия» издаст «Марк Аврелий».
ББ: «Марк Аврелий» - это, наверное, надо нашим радиослушателям объяснить, что такое есть «Марк Аврелий»? Ведь это не название альбома как такового…
СЩ: Но теперь это уже, получается, название альбома, потому что сначала это планировалась музыка к документальному фильму, который называется «Марк Аврелий. Последний триумф императора», и когда мы записали уже саундтрек, то выяснилось, что эта музыка может самостоятельно звучать. Как сюита. Практически как альбом. Я так думаю. Мне кажется, что Сева также примерно думает. Да, Сева?
Сева Гаккель: Согласен.
ББ: Но у нас ведь еще в программе будет звучат не только «Марк Аврелий», но и музыка из другого саундтрека. Вы стали теперь, я смотрю, специализироваться по саундтрекам. Так?
СЩ: Ну, не совсем. Просто так получилось на данный момент. Потому что у нас и третий альбом уже записан, но не сведен еще, к сожалению, и вообще-то в планах у меня и четвертый записать…
ББ: Да уж пора.
СЩ: Если Бог даст. И пятый.
ББ: Пора, пора, потому что группа появилась ведь в 95-ом году. Правильно?
СЩ: Да, можно так сказать…
ББ: И ей уже десять лет. Я не сторонник какого-то безостановочного производства пластинок, есть группы, которые, как вы сами знаете, каждый год пластинки выдают, это не критерий качества, не признак достоинства, это просто данность. Но, все-таки, конечно, для ОРКЕСТРА ВЕРМИШЕЛЬ новый альбом бы не помешал, и я надеюсь, что это в самом деле случится как можно скорее. Ты сказал Сережа, что в конце июля будет издан саундтрек.
СЩ: Да.
ББ: Вообще странно, что в нашей стране такие порядки… может быть, во всем мире так, я не могу сказать, потому что я во всем мире не нахожусь, я нахожусь только в нашей стране, и в нашем городе, но у нас летом все замирает и почему-то считается, я не понимаю, честно скажу, почему, что летом ничего выпускать не надо, что летом это никуда не уходит, не продается… Но ведь Петербург - пятимиллионный город… В Москве еще больше народу живет, и все равно считается, что летом в городах народу мало, что люди уезжают в отпуск… Но ведь никто не уезжает в отпуск на все три месяца, и стоимость пластинок - она ведь не слишком велика на фоне других расходов, которые всем нам, жителям нашего почтенного государства, постоянно приходится делать…
СГ: Я думаю, что причины какие-то другие, более мистические и иррациональные, нежели лето… Зачастую, и зимой, и в сезон, и осенью… бывает так, что на концерты приходит одна и та же категория людей, хоть ты тресни! Можно делать любую рекламу, можно печатать любое количество афиш, можно ими весь город обклеивать, но как приходит сто человек, так и опять придет сто человек.
ББ: Ну, я согласен, причины такие мистические, но я бы сказал более грубое слово - идиотические, такой идиотический мистицизм, что ли, но на эту тему можно очень долго говорить, приходить к каким-то негативным, в данном случае, выводам по отношению к этим порядкам, но лучше мы, все-таки, вернемся к деятельности группы ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ, и перед тем, как мы будем слушать первый саундтрек «Марк Аврелий», перед этим… а вообще-то сегодня у нас музыки должно прозвучать немало, причем не только «вермишельная», я уже вам об этом говорил до начала программы. Хотел бы спросить - состав команды, он менялся ведь за эти годы? Кто сейчас, Сережа, входит в состав группы ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ? Расскажи. Отчитайся, вернее…
СЩ: Да, сейчас дам отчет, Бенедикт. Понимаешь, так получилось за последнее время, что у «Вермишели» есть…
СГ: Давай сначала разберемся… Оркестр, группа или команда? Вот сейчас прозвучало…
ББ: Группа «Оркестр Вермишель».
СГ: Наверное, просто ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ. Так как-то понятнее будет, и уже можно, наверное, от этого танцевать.
ББ: Нет, извини… Это же название - «Оркестр Вермишель», но это название группы, или ансамбля, или бэнда - я так это понимаю.
СГ: Давай, приткнемся… Чем для кого является оркестр и чем группа? Группа-оркестр или оркестр-группа? Можно говорить, что это оркестр группы ВЕРМИШЕЛЬ… И мы сейчас сойдем с ума, давай все-таки упростим это - ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ, и будем дальше употреблять слово оркестр.
СЩ: Да.
СГ: Я все-таки приткнулся… Давай дальше.
СЩ: Ну, у нас получается как бы две ипостаси, если можно так выразиться…
СГ: Две группы.
СЩ: Слово, наверное, не совсем подходит. Потому что мы играем обычным составом, где участвуют восемь, иногда девять человек, и вот последнее время, за последние годы мы сыграли серию концертов, где с нами еще участвует струнная группа, примерно от семи до двенадцати человек. По-разному.
ББ: Я помню, я ведь бывал на вермишельных концертах в разных залах, и в самом деле, эти концерты проходили совместно с достаточно большой струнной группой. Хорошо, это состав… Вопросы будут еще другие, а сейчас пора уже слушать музыку с первого саундтрека. Я не знаю названия композиций, я не знаю, существуют ли эти названия вообще.
СЩ: «Марк Аврелий» - название первого саундтрека, либо «Увертюра».
СГ: Сюита.
ББ: Тут я не знаю, потому что ведь не будет это звучать в том порядке… Ладно, это частности.
СЩ: Первая композиция.
ББ: Сейчас прозвучит композиция, которая прозвучит, я не стану называть номер трека, потому что я отбирал на свой вкус, например, первым будет звучать трек номер три, а потом трек номер шесть, а потом трек номер девять. Не будем путаться, не будем путать тех, кто нас слушает, начнем, наконец, слушать музыку «Оркестра Вермишель».

(Играет ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ, звучит композиция номер три.)

ББ: Вначале этой программы я сказал, что Сева Гаккель является импрессарио этой команды. Термин этот в наши времена достаточно редкий, это старинное слово, которое в последние лет… двадцать, тридцать, пятьдесят… редко используется.
СГ: Да, я хочу ввести, наконец, это…
ББ: Вернуть его.
СГ: Вернуть. Потому что мы последние лет двадцать, начиная с советских времен, употребляем слово «директор» и какие-то бюрократические определения этой работы, я хочу стать импрессарио. Хочу представлять интересы этого оркестра.
ББ: Но ведь ты несколько лет назад играл в этом оркестре, в качестве виолончелиста.
СГ: Ну, если говорить о моем прошлом как музыканта, то это очень долгая история.
ББ: Поэтому я в эту тему специально не углубляюсь.
СГ: Я очень давно не считаю себя музыкантом, хотя в юности у меня были какие-то амбиции, и в какие-то моменты можно было продолжать так считать, но я думаю, что в контексте «Вермишели» я себя гораздо более уютно чувствую в роли импрессарио.
СЩ: Но я хотел бы только добавить, что Сева с «Вермишелью» записал прекрасные соло.
СГ: Это случайно, к сожалению. Я один раз могу удачно что-то сыграть и никогда в жизни не смогу это повторить. А «Оркестр Вермишель» сейчас достиг такого исполнительского уровня, когда требуются невероятная точность исполнения и стабильность игры. Чего я категорически не могу, поэтому… Уступаю слово Сереже.
ББ: Ты сказал, что музыкантом уже себя не считаешь, но в тоже время, будучи импрессарио «Оркестра Вермишель», ты ведь сотрудничаешь - раскроем тайну! - с одной питерской группой, вернее, с проектом одним весьма необычным. Но все же это происходит. Расскажи об этом.
СГ: Да, там я сотрудник как раз, потому что поскольку я опять-таки не считаю себя музыкантом… Я сотрудничаю…
ББ: С проектом «Оркестр Оптимистика».
СГ: Ну, я провожу время с одними людьми, делая одно, с другими, делая другое, я вообще чрезвычайно, я бы сказал, паталогически общительный человек, мы тоже можем в эту тему углубиться, начать говорить про меня и, наверное, не закончим, но вот с теми людьми я хорошо провожу время и опять-таки, немножечко чувствую себя неловко, потому что я не могу с ними стабильно сотрудничать, не могу стабильно делать то, что от меня требуется, но там не такие высокие требования.
ББ: А в качестве импрессарио ты будешь стабильно работать?
СГ: Я надеюсь, что просто сейчас я… Это мое новое поприще, и хотя мне приходилось принимать участие в организации того, сего, пятого и, может быть, даже десятого, но с Сережей мы просто, наверное, уже сейчас… Сколько мы? Лет двадцать знакомы?
СЩ: Да.
СГ: Мы близкие друзья, я очень люблю Сережу, очень люблю его музыку, и очень рад тому, что по жизни мне доводилось и немножечко поиграть в этом оркестре, и очень хочу что-то сделать для того, чтобы эту музыку услышало как можно больше людей, и чтобы этот оркестр достиг того, чего он заслуживает.
ББ: Теперь я все-таки вынужден сделать то, чего я не хотел. Ты сказал, что вы с Сережей знакомы двадцать лет, это в самом деле так, и я тогда не могу не углубиться немножко в твое прошлое, и в прошлое Сергея, потому что вы с ним знакомы еще с тех самых пор, когда и Сережа, и ты играли в некоей группе под названием «Аквариум». Это, в самом деле, было давно, но это было. А сейчас…
СЩ: Собственно говоря, меня Сева в эту группу и привел.
СГ: И увел.
ББ: Друзья мои, это любопытная тема, мы в нее, в самом деле, можем начать углубляться до бесконечности, но программа у нас все-таки музыкальная, музыкально поэтическая, и сейчас прозвучит следующая композиция из «Марка Аврелия».

(Играет ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ, звучит композиция номер шесть)

ББ: Название этой композиции как будто бы «Император», правильно Сергей, да?
СЩ: Ну да.
ББ: Замечательно. Теперь хотел бы я, чтобы вы рассказали о том, что поделывает вообще-то Оркестр как таковой в летнее время, обычно многие ансамбли продолжают выступать либо здесь, либо за кордоном, расскажите о том, как происходят концерты Оркестра, где, когда и что будет происходить по концертной части в самое ближайшее время, в июле?
СГ: В июле месяце будет три концерта: два в Москве, в клубах «Бункер» и «ОГИ», и в Питере 24-го июля будет концерт в клубе «Платформа». А так, как мы говорили уже, жизнь замирает, летом концерты и устраивать трудно, и город вымирает, вот недавно мы играли на закрытии сезона московского культурного центра «Дом», ну и…
СЩ: Со струнной группой.
СГ: Да-да-да, это как раз был первый выезд в Москву со струнной группой, и там, к сожалению, была та же самая ситуация - пятница, конец рабочей недели, первый жаркий день за долгое время, ну и народу было сравнительно мало.
ББ: Странно.
СЩ: Все-таки, был полный клуб.
ББ: Все равно странно, что жизнь летом замирает. Вот, например, проводится фестиваль «Life 8», во всем мире, в восьми городах, в Москве, в частности, тоже были концерты, но у нас музыкально-клубная жизнь замирает; да, это так, но что будет в дальнейшем неизвестно, а сейчас опять вернемся к музыке из «Марка Аврелия»

(Играет ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ, звучит композиция номер девять)

(продолжение следует)