АЗиЯ-плюс

Радиопередача "Ступень к радости"

|| Главная >

Выпуск № 60 (30.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив"). Песни А. Мирзаяна, А. Деревягина и В. Луферова

Выпуск № 59 (23.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив" и планах студии "АЗиЯ-плюс"). Песни А. Мирзаяна, Е. Фроловой, А. Деревягина и стихи О. Седаковой

Выпуск № 58 (16.10.2005) Гости: композитор, музыкант Юрий Касьяник

Выпуск № 57 (9.10.2005). Гости: поэт, художник, музыкант Дмитрий Стрижов (Нью-Йорк - СПб)

Выпуск № 56 (2.10.2005). Гости: Александр Деревягин

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть вторая.

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть первая.

Выпуск № 54 (18.09.2005). Гости: Настя Макарова (группа "Ступени")

Выпуск № 53 (11.09.2005). Гости: Зам. директора Арт-центра "Борей" Валерий Петрукович (СПб) и писатель Андрей Сольницев (Голландия). Песни Андрея (Дюши) Романова, Анны Герасимовой (Умки), музыка Сергея Курёхина.

Выпуск № 52 (4.07.2005). К выходу нового CD "Первый круг. 15 лет спустя". Гости: Николай Якимов. Песни участников ТО "Первый круг"

Выпуск №49 (14.08.2005). Гости: певица, поэт Полина Руновская (проект RuShobo)

CТУПЕНЬ К РАДОСТИ
выпуск № 49
14 августа 2005

Бенедикт Бурых: Добрый день, здравствуйте! В эфире - программа «Ступень к радости», у микрофона Бенедикт Бурых. В сегодняшней передаче вы услышите песни, а также композиции, а также транскомпозиции в исполнении Полины Руновской и других музыкантов, разделяющих ее эстетические пристрастия и воззрения. В литературном разделе Полина Руновская познакомит нас со своими литературными сочинениями. Однако в самом начале передачи, для того, что бы всем нам настроиться на бодрую музыкальную волну, прозвучит песня в исполнении некогда популярной ленинградской группы «Странные Игры». Давно уже распалась, к сожалению, эта славная команда, образованная в далеком 1981 году и исполнявшая музыку на стыке стилей ска, новая волна и реггей. «Странные Игры» была в числе лауреатов первого ленинградского рок-фестиваля 1983 года. И потом очень котировалась, хотя и не слишком уж долго существовала под этим названием. Ну а музыканты из «Странных Игр» играли потом, да и теперь некоторые из них продолжают выступать в других командах. «Странные Игры» успели записать только два альбома - «Метаморфозы» и «Смотри в оба». Звучит песня «Метаморфозы» - из одноименного альбома этой воистину легендарной группы.

(звучит группа «Странные Игры». Песня «Метаморфозы»)

Теперь, после славных игр группы «Странные Игры» программу продолжает проект RuShobo, поет Полина Руновская.

(звучит композиция N1)

В исполнении проекта RuShobo прозвучала композиция, не имеющая вроде бы конкретного словесного названия. Быть может, я ошибаюсь. Быть может. Но тогда и про названия прозвучавшей пьесы, и про расшифровку названия этого необычного музыкального проекта расскажет Полина Руновская. Полина, совершенно добрый день!
Полина Руновская: Добрый день.
ББ: Полина, мы будем слушать сегодня довольно много Вашей музыки, и уже звучала одна пьеса из недавно вышедшего альбома, и в альбоме нет у композиций названия. Тогда я свой допрос начну с вопроса про недавно вышедший альбом.
ПР: В этом году у нас вышел альбом, «Бомба-Питер» выпустила альбом, который называется «На границе тишины». А RuShobo расшифровывается как Руновская-Шостак- Бондаренко. Мы втроем собрались вместе и решили поимпровизировать. Все эти пьесы, которые будут звучать - это импровизации. Мы о чем-то договариваемся, а так как музыканты, с которыми я работаю, они очень высокого уровня, то для нас очень легко находить общий язык, и вот эта вещь, которая звучала... то есть, у нас вышло 16 композиций на этом альбоме, это шестнадцать ритуалов. И это был "Ритуал №1".
ББ: А вот когда вы репетировали перед тем, как альбом записывать, как вы друг другу говорили? Вы говорили «сейчас мы сыграем ритуал третий» или «ритуал первый»? Так вы и поступали?
ПР: Нет, мы сначала говорили - «Давай ты сыграешь так» (издает некие звуки), « А вот ты сыграешь в тональность соль-минор», а потом пойдем туда, а потом сходим туда… Давайте про море». Ну и потом мы смотрим так, и получается какой-то ритуал. То есть, мы в принципе решили, что человек может сам чего-то домыслить, не надо навешивать ярлыки, человек, который слышит, он сам может чего-то домыслить, у него могут свои какие-то впечатления возникнуть от этой музыки.
ББ: Отчасти я с этим согласен, ярлыки навешивать вообще дело достаточно гнусное и скучное, но тем не менее - причем это даже не вопрос, а мое размышление, которое вы подхватите, быть может, в своем ключе… Дело в том, что многие составы, музыканты, ансамбли, проекты всегда ориентируются на различные стили, но вот в данном случае я затрудняюсь назвать стиль музыки, которую играет RuShobo. Музыкант, конечно, этого делать не должен. Но все-таки в данном случае я позволю себе заметить, что это музыка импровизационная, она какой-то гранью близка, пожалуй, к свободному джазу. Мне кажется, что в этом альбоме звучит такая импровизационная музыка в новоджазовом ключе.
ПР: В принципе, да, конечно. Во-первых, у нас там есть контрабас, а раз контрабас, то всегда понятно, что это джаз.
ББ: Это необязательно, бывает контрабас и не в джазе.
ПР: Ну, бывает… Ну как-то у человека всегда есть какие-то стереотипы, если есть контрабас, то значит это джаз. Просто это такое сотрудничество трех людей, которые собрались вместе и которым приятно вместе музицировать. Просто мы все находимся в разных стилях: Вадим Бондаренко - он такой романтик, Владимир Шостак - он, скорее, такой фриджазовый человек, я очень такая авангардная, правда, я не знаю, что это значит, то есть, мы собрались вместе и как-то попытались… вообще-то мы избавлялись в этой музыке от лишних нот. Мы пытались слушать пространство, тишину.
ББ: Да, вот это как раз хороший комментарий, потому что перед тем как мы зашли в студию радиостанции «Открытый город», Вы сказали, что Вы любите паузы, что Вы познаете паузы, изучаете их.
ПР: Да, это, в принципе такая задача, наверное, на всю жизнь, потому что всегда хочется что-то еще добавить, а нужно иногда просто послушать, что к тебе приходит оттуда. То есть, это разговор с пространством.
ББ: Ну что ж, мы продолжим наш разговор с пространством, я имею в виду не наш теперешний разговор, сейчас мы говорим не в пространство, нас слушают многие люди, продолжим звучание пространственной музыки, но такой вот импровизационной-пространственной-новоджазовой-экспериментальной музыки. Сейчас прозвучит следующий ритуал, а потом у меня еще найдется немало вопросов, и я думаю, что на эти вопросы я получу соответствующие ответы.

(звучит композиция № 2)

ББ: Это прозвучал Второй ритуал. Полина, я хотел бы узнать, как часто вы выступаете с концертами.
ПР: Мы нечасто выступаем. Потому что музыканты, с которыми я играю, они солисты Мариинского театра, так как они очень заняты бывают, и когда нам удается, мы выступаем. В основном, это фестивали. Наш город не слишком богат площадками для исполнения такой музыки. С этим сложно.
ББ: Да и аудиторию для исполнения такой музыки найти не так уж легко, все-таки музыка такая…
ПР: Специальная.
ББ: Специфическая. Что и неплохо.
ПР: Я думаю, что аудитория есть, просто опять же в силу того, что у нас нет этих площадок… Вот если бы кто-то знал, что мы обязательно работаем в этом месте каждый месяц, то люди бы, я думаю, приходили бы. Но у нас будет, наверное, где-то в середине сентября концерт, «Бомба-Питер» устроит нам презентацию.
ББ: Я бы хотел немножко заглянуть в Ваше творческое прошлое. Ведь до сотрудничества с Бондаренко и Шостаком были другие музыкальные проекты. Если нет возражений, расскажите об этом.
ПР: Возражений, конечно, нет, просто я работала, и сейчас работаю с очень многими музыкантами. Все началось с группы «Зга».
ББ: Известный индустриально-шумовой проект.
ПР: Да, с патриархом русского шума Николаем Судником. Я со «Згой» проработала , по-моему, три года, мы выпустили четыре альбома. Потом был проект «Идди», потом был проект «РУ-2», который мы очень любили с Николаем Рубановым, он назывался «Птичий язык рыб», еще я работала с очень многими пианистами, вот сейчас у меня есть совместный проект с пианистом Николаем Васильевым, этот проект мы назвали «Концерт-импровизация». Там я читаю французскую и португальскую поэзию и пою романсы, и все это вместе увязывается во что-то … Все называют это спектаклем, но это не совсем спектакль, это такой концерт-импровизация. Он проходит на одном дыхании. Называется он «О любви».
ББ: А сейчас будет звучать музыка не из того альбома, который выпустила «Бомба-Питер», расскажите про этот проект, как он называется.
ПР: Это совершенно новая вещь, она просто еще не до конца сделанная, а предыстория у нее такая: где-то два года назад мы с Николаем Судником - я попросила его помочь сделать мне звуковую подкладку, мы с ним посидели, и он сочинил мне очень любопытную музыкальную тему, и когда я ее послушала, я поняла, что можно просто снимать кино. Прошло два года и я, разбив эту тему на кусочки, записала голос. И все это будет называться «Ветер слов». Потому что слова там ни одного не будет, но там будет одиннадцать композиций, каждая из них будет называться каким-то ветром. Будут разные ветра - синий, красный, может быть, пассат, а может быть, просто безветрие.
ББ: Ну что ж, не будем словами душить ветер музыкальных фраз, послушаем одну композицию из записанной музыки проекта «Ветер слов».

(звучит композиция из проекта «Ветер Слов»)

ББ: Да, это музыка совсем не массовая, но едва ли это плохо. Теперь я хотел бы, чтобы Вы рассказали про свою театральную деятельность, потому что Вы довольно много и часто сотрудничаете с театрами. Пишете музыку для спектаклей, но и не только в этом заключается Ваше сотрудничество с театрами.
ПР: Да, просто какое-то время, в марте 2002 года я работала с театром «Особняк» в спектакле «Лексикон» по Павичу, в 2003 году спектакль был номинирован на «Золотую маску». А я там пела.
ББ: Ты получила «Золотую маску»?
ПР: Нет, не получила, конечно же, нет, о чем Вы говорите…
ББ: Ну, мало ли. Всякое бывает.
ПР: Это очень сложная номинация, на которую нас номинировали. Это номинация «Новация». Я спела сорок спектаклей с этим коллективом. Любопытный был проект.
ББ: А еще был спектакль "Из красного в желтое", я имел удовольствие его его наблюдать.
ПР: Да, я его играю, это моноспектакль, монолог певицы с использованием бесконечного неба, вполне конкретных слов, странных звуков и простых предметов. И еще чего-нибудь. Всегда что-то получается, что приходит в спектакль, что-то новое. Это авторская работа, которая состоит из текстов, которые я написала, песен, которые я написала, сама срежиссировала и сама сыграла. И сама продаю.
ББ: Как идет продажа? Удачно?
ПР: Бывает по всякому.

(звучит композиция № 3)

ББ: Вы слушаете программу «Ступень к радости», у микрофона Бенедикт Бурых. А теперь Полина Руновская почитает нам свои стихи.
ПР: Я хочу прочитать стихотворение из спектакля «Из красного в желтое»

Какой-то желтый песок
Меня засыпает
В какой-то странный поток
Опять попадаю
Кружит и кружит пурга
Себя не узнаешь
Только по опечаткам
Текст понимаешь
Алым струится дым
Между ладоней
Хочется быть любым листиком
Листиком в этой кроне
Но только распятый лист
Меня лижет в сердце
На желтых песков балет
Никак не насмотреться
А голос, голос падает внутрь
Больно о ребра бъется
Маленький чертик зрачка
Все надо мною смеется
Рыжим, рыжим насквозь
Цветом тебя жалею
Кольца ношу во рту
Больше петь не умею
И небом пурпурным
Так земля отразилась
И если бы я могла
Я бы в тебя влюбилась
И мчался буран в пески
И пурпуром рассыпался
И тюльпановый лепесток
Тонкой руки касался
И ночь без звонков и слов
Зверем больным дышала
Так, про чуждый поток
Я только сейчас угадала

Чистый, оранжевый день
Я жду твоего появления
Прощаюсь, прощаюсь с песком
И засыпаю в мгновение

ББ: Ну, одним стихотворением, Вы, многоуважаемая Полина, никак сейчас не отделаетесь. И поэтому я предлагаю продолжить нон-стоп чтение прямо сейчас.

ПР: Хорошо. Вот такая зарисовка

Вот мотылек
Легчайшей тенью или пыльцой
В даль ускользая
Исчезает в пространстве

Вот я
Как чайка черная
Мне с белыми не по пути

Клюют. Ты косточка
Ты липка, нежность, придумочка моя
Ты эхо, эхо

Мы
Мы как ковер персидский
Будем лежать
Будем лежать и наслаждаться
Переплетеньем совершенств.

ББ: А сейчас прозвучит один романс в исполнении Полины Руновской.

(звучит романс «Песенка о счастливой любви»)

ББ: Полина, это вроде бы не совсем романс…
ПР: Не совсем романс, это удивительная вещь, которую написал пианист Михаил Васильев, с которым я сейчас работаю. Он это написал, причем это для спектакля музыка, она называется «Песенка о счастливой любви». Он очень удивительный музыкант, очень тонкий.
ББ: Ну а теперь я вновь вас попрошу вернуться к стихотворным сочинениям.
ПР: Вы знаете, на самом деле, всегда хочется очень много сказать, и потом думаешь - стоит ли… Как-то получилось так, что я написала такую странную вещь, для меня это стихи, но это как молитва какая-то.

Как это странно

Как это странно вдруг понять данность
Данную тебе Богом
Как неожиданно остро до тебя доходит
Это знание
В одну секунду, насквозь
Тебе дан голос
Ты должен петь
Без этого ты ничто
Пустота
И ты действительно понимаешь
Что это так
Ты поешь - и летаешь
И все, что помогает тебе летать
Любовь, смех, слезы, вино, друзья
Все находится в твоем арсенале
Но летание ради полета
Даже ради любви…

Нет, только пение ради любви
И даже не ради
А потому что вот полет пения
Он и есть любовь
И можно сказать - вот она
Жертва за данность
А наказание за отступление?
Беспокойство?
Одинокое суетное одиночество
Лишение сил
Болезнь
Вот острота знания
В миг тебе показано все
И ты можешь только как молитву
Не желать любви
Не ждать любви
Не думать, не делать
И тогда любовь
Не оглядываться
Не стоять
Не думать лишнего
Не падать
Не ронять данность природы и Бога
Превращаясь в бессмысленное животное
Кричащее слово дай
Не оглупляться
Не принижать себя
Не распыляться
Не самолюбоваться
Не хотеть того
Что и так уже есть
Не останавливаться
И не бежать
Не душить себя желаньем
Пусть все будет неизменно
Так как час назад
Не желать.
Остановись мнгновение
Ну каким бы прекрасным оно ни было
Не сравнивать себя с другими
Не завидовать никому
И никого не подпускать

ББ: Я так понимаю, что сочинение стихов у вас происходит параллельно с музыкальным творчеством.
ПР: Ну да, видимо, я так думаю иногда. Просто кто-то думает прозой, кто-то думает стихами, иногда успеваешь записать, иногда нет.

(звучит композиция №5)

ББ: Ну что ж, сегодняшний выпуск программы «Ступень к радости» подошел к концу, я напомню, что сегодня гостем радио «Открытый город» была певица, композитор и актриса Полина Руновская. Спасибо большое, Полина. Желаю тебе дальнейших творческих успехов, новых альбомов и новых спектаклей.
ПР: Спасибо.
ББ: Программу провел Бенедикт Бурых. До свиданья. Всего вам самого доброго, многоуважаемые радиослушатели. Но в самом финале - небольшой анонс на последующие программы. Скоро, осенью, ССИ «АЗиЯ-Плюс» выпустит немало новых альбомов. Это и альбомы творческого объединения «Первый Круг», и Владимира Бережкова, и Саинхо Намчылак. В ближайших выпусках вы сможете услышать некоторые номера из этих пластинок, таким образом мы с вами как бы немного опередим их издание. Теперь же, в качестве анонса, прослушайте композицию «Аржаана» из замечательной музыкальной сказки «Аржаана», автором и ведущим исполнителем которой является несравненная Сайнхо Намчылак.

(звучит «Аржаана»)

Подробнее о Полине Руновской см.:
www.stetoskop.narod.ru/music/runovska/runovs.htm
www.old.ej.ru/036/na_dniah/clubs/repert/index.html_Printed.html