CТУПЕНЬ К РАДОСТИ выпуск № 49 14 августа 2005
Бенедикт Бурых: Добрый день, здравствуйте! В эфире - программа «Ступень к радости», у микрофона Бенедикт Бурых. В сегодняшней передаче вы услышите песни, а также композиции, а также транскомпозиции в исполнении Полины Руновской и других музыкантов, разделяющих ее эстетические пристрастия и воззрения. В литературном разделе Полина Руновская познакомит нас со своими литературными сочинениями. Однако в самом начале передачи, для того, что бы всем нам настроиться на бодрую музыкальную волну, прозвучит песня в исполнении некогда популярной ленинградской группы «Странные Игры». Давно уже распалась, к сожалению, эта славная команда, образованная в далеком 1981 году и исполнявшая музыку на стыке стилей ска, новая волна и реггей. «Странные Игры» была в числе лауреатов первого ленинградского рок-фестиваля 1983 года. И потом очень котировалась, хотя и не слишком уж долго существовала под этим названием. Ну а музыканты из «Странных Игр» играли потом, да и теперь некоторые из них продолжают выступать в других командах. «Странные Игры» успели записать только два альбома - «Метаморфозы» и «Смотри в оба». Звучит песня «Метаморфозы» - из одноименного альбома этой воистину легендарной группы.
(звучит группа «Странные Игры». Песня «Метаморфозы»)
Теперь, после славных игр группы «Странные Игры» программу продолжает проект RuShobo, поет Полина Руновская.
(звучит композиция N1)
В исполнении проекта RuShobo прозвучала композиция, не имеющая вроде бы конкретного словесного названия. Быть может, я ошибаюсь. Быть может. Но тогда и про названия прозвучавшей пьесы, и про расшифровку названия этого необычного музыкального проекта расскажет Полина Руновская. Полина, совершенно добрый день! Полина Руновская: Добрый день. ББ: Полина, мы будем слушать сегодня довольно много Вашей музыки, и уже звучала одна пьеса из недавно вышедшего альбома, и в альбоме нет у композиций названия. Тогда я свой допрос начну с вопроса про недавно вышедший альбом. ПР: В этом году у нас вышел альбом, «Бомба-Питер» выпустила альбом, который называется «На границе тишины». А RuShobo расшифровывается как Руновская-Шостак- Бондаренко. Мы втроем собрались вместе и решили поимпровизировать. Все эти пьесы, которые будут звучать - это импровизации. Мы о чем-то договариваемся, а так как музыканты, с которыми я работаю, они очень высокого уровня, то для нас очень легко находить общий язык, и вот эта вещь, которая звучала... то есть, у нас вышло 16 композиций на этом альбоме, это шестнадцать ритуалов. И это был "Ритуал №1". ББ: А вот когда вы репетировали перед тем, как альбом записывать, как вы друг другу говорили? Вы говорили «сейчас мы сыграем ритуал третий» или «ритуал первый»? Так вы и поступали? ПР: Нет, мы сначала говорили - «Давай ты сыграешь так» (издает некие звуки), « А вот ты сыграешь в тональность соль-минор», а потом пойдем туда, а потом сходим туда… Давайте про море». Ну и потом мы смотрим так, и получается какой-то ритуал. То есть, мы в принципе решили, что человек может сам чего-то домыслить, не надо навешивать ярлыки, человек, который слышит, он сам может чего-то домыслить, у него могут свои какие-то впечатления возникнуть от этой музыки. ББ: Отчасти я с этим согласен, ярлыки навешивать вообще дело достаточно гнусное и скучное, но тем не менее - причем это даже не вопрос, а мое размышление, которое вы подхватите, быть может, в своем ключе… Дело в том, что многие составы, музыканты, ансамбли, проекты всегда ориентируются на различные стили, но вот в данном случае я затрудняюсь назвать стиль музыки, которую играет RuShobo. Музыкант, конечно, этого делать не должен. Но все-таки в данном случае я позволю себе заметить, что это музыка импровизационная, она какой-то гранью близка, пожалуй, к свободному джазу. Мне кажется, что в этом альбоме звучит такая импровизационная музыка в новоджазовом ключе. ПР: В принципе, да, конечно. Во-первых, у нас там есть контрабас, а раз контрабас, то всегда понятно, что это джаз. ББ: Это необязательно, бывает контрабас и не в джазе. ПР: Ну, бывает… Ну как-то у человека всегда есть какие-то стереотипы, если есть контрабас, то значит это джаз. Просто это такое сотрудничество трех людей, которые собрались вместе и которым приятно вместе музицировать. Просто мы все находимся в разных стилях: Вадим Бондаренко - он такой романтик, Владимир Шостак - он, скорее, такой фриджазовый человек, я очень такая авангардная, правда, я не знаю, что это значит, то есть, мы собрались вместе и как-то попытались… вообще-то мы избавлялись в этой музыке от лишних нот. Мы пытались слушать пространство, тишину. ББ: Да, вот это как раз хороший комментарий, потому что перед тем как мы зашли в студию радиостанции «Открытый город», Вы сказали, что Вы любите паузы, что Вы познаете паузы, изучаете их. ПР: Да, это, в принципе такая задача, наверное, на всю жизнь, потому что всегда хочется что-то еще добавить, а нужно иногда просто послушать, что к тебе приходит оттуда. То есть, это разговор с пространством. ББ: Ну что ж, мы продолжим наш разговор с пространством, я имею в виду не наш теперешний разговор, сейчас мы говорим не в пространство, нас слушают многие люди, продолжим звучание пространственной музыки, но такой вот импровизационной-пространственной-новоджазовой-экспериментальной музыки. Сейчас прозвучит следующий ритуал, а потом у меня еще найдется немало вопросов, и я думаю, что на эти вопросы я получу соответствующие ответы.
(звучит композиция № 2)
ББ: Это прозвучал Второй ритуал. Полина, я хотел бы узнать, как часто вы выступаете с концертами. ПР: Мы нечасто выступаем. Потому что музыканты, с которыми я играю, они солисты Мариинского театра, так как они очень заняты бывают, и когда нам удается, мы выступаем. В основном, это фестивали. Наш город не слишком богат площадками для исполнения такой музыки. С этим сложно. ББ: Да и аудиторию для исполнения такой музыки найти не так уж легко, все-таки музыка такая… ПР: Специальная. ББ: Специфическая. Что и неплохо. ПР: Я думаю, что аудитория есть, просто опять же в силу того, что у нас нет этих площадок… Вот если бы кто-то знал, что мы обязательно работаем в этом месте каждый месяц, то люди бы, я думаю, приходили бы. Но у нас будет, наверное, где-то в середине сентября концерт, «Бомба-Питер» устроит нам презентацию. ББ: Я бы хотел немножко заглянуть в Ваше творческое прошлое. Ведь до сотрудничества с Бондаренко и Шостаком были другие музыкальные проекты. Если нет возражений, расскажите об этом. ПР: Возражений, конечно, нет, просто я работала, и сейчас работаю с очень многими музыкантами. Все началось с группы «Зга». ББ: Известный индустриально-шумовой проект. ПР: Да, с патриархом русского шума Николаем Судником. Я со «Згой» проработала , по-моему, три года, мы выпустили четыре альбома. Потом был проект «Идди», потом был проект «РУ-2», который мы очень любили с Николаем Рубановым, он назывался «Птичий язык рыб», еще я работала с очень многими пианистами, вот сейчас у меня есть совместный проект с пианистом Николаем Васильевым, этот проект мы назвали «Концерт-импровизация». Там я читаю французскую и португальскую поэзию и пою романсы, и все это вместе увязывается во что-то … Все называют это спектаклем, но это не совсем спектакль, это такой концерт-импровизация. Он проходит на одном дыхании. Называется он «О любви». ББ: А сейчас будет звучать музыка не из того альбома, который выпустила «Бомба-Питер», расскажите про этот проект, как он называется. ПР: Это совершенно новая вещь, она просто еще не до конца сделанная, а предыстория у нее такая: где-то два года назад мы с Николаем Судником - я попросила его помочь сделать мне звуковую подкладку, мы с ним посидели, и он сочинил мне очень любопытную музыкальную тему, и когда я ее послушала, я поняла, что можно просто снимать кино. Прошло два года и я, разбив эту тему на кусочки, записала голос. И все это будет называться «Ветер слов». Потому что слова там ни одного не будет, но там будет одиннадцать композиций, каждая из них будет называться каким-то ветром. Будут разные ветра - синий, красный, может быть, пассат, а может быть, просто безветрие. ББ: Ну что ж, не будем словами душить ветер музыкальных фраз, послушаем одну композицию из записанной музыки проекта «Ветер слов».
(звучит композиция из проекта «Ветер Слов»)
ББ: Да, это музыка совсем не массовая, но едва ли это плохо. Теперь я хотел бы, чтобы Вы рассказали про свою театральную деятельность, потому что Вы довольно много и часто сотрудничаете с театрами. Пишете музыку для спектаклей, но и не только в этом заключается Ваше сотрудничество с театрами. ПР: Да, просто какое-то время, в марте 2002 года я работала с театром «Особняк» в спектакле «Лексикон» по Павичу, в 2003 году спектакль был номинирован на «Золотую маску». А я там пела. ББ: Ты получила «Золотую маску»? ПР: Нет, не получила, конечно же, нет, о чем Вы говорите… ББ: Ну, мало ли. Всякое бывает. ПР: Это очень сложная номинация, на которую нас номинировали. Это номинация «Новация». Я спела сорок спектаклей с этим коллективом. Любопытный был проект. ББ: А еще был спектакль "Из красного в желтое", я имел удовольствие его его наблюдать. ПР: Да, я его играю, это моноспектакль, монолог певицы с использованием бесконечного неба, вполне конкретных слов, странных звуков и простых предметов. И еще чего-нибудь. Всегда что-то получается, что приходит в спектакль, что-то новое. Это авторская работа, которая состоит из текстов, которые я написала, песен, которые я написала, сама срежиссировала и сама сыграла. И сама продаю. ББ: Как идет продажа? Удачно? ПР: Бывает по всякому.
(звучит композиция № 3)
ББ: Вы слушаете программу «Ступень к радости», у микрофона Бенедикт Бурых. А теперь Полина Руновская почитает нам свои стихи. ПР: Я хочу прочитать стихотворение из спектакля «Из красного в желтое»
Какой-то желтый песок Меня засыпает В какой-то странный поток Опять попадаю Кружит и кружит пурга Себя не узнаешь Только по опечаткам Текст понимаешь Алым струится дым Между ладоней Хочется быть любым листиком Листиком в этой кроне Но только распятый лист Меня лижет в сердце На желтых песков балет Никак не насмотреться А голос, голос падает внутрь Больно о ребра бъется Маленький чертик зрачка Все надо мною смеется Рыжим, рыжим насквозь Цветом тебя жалею Кольца ношу во рту Больше петь не умею И небом пурпурным Так земля отразилась И если бы я могла Я бы в тебя влюбилась И мчался буран в пески И пурпуром рассыпался И тюльпановый лепесток Тонкой руки касался И ночь без звонков и слов Зверем больным дышала Так, про чуждый поток Я только сейчас угадала
Чистый, оранжевый день Я жду твоего появления Прощаюсь, прощаюсь с песком И засыпаю в мгновение
ББ: Ну, одним стихотворением, Вы, многоуважаемая Полина, никак сейчас не отделаетесь. И поэтому я предлагаю продолжить нон-стоп чтение прямо сейчас.
ПР: Хорошо. Вот такая зарисовка
Вот мотылек Легчайшей тенью или пыльцой В даль ускользая Исчезает в пространстве
Вот я Как чайка черная Мне с белыми не по пути
Клюют. Ты косточка Ты липка, нежность, придумочка моя Ты эхо, эхо
Мы Мы как ковер персидский Будем лежать Будем лежать и наслаждаться Переплетеньем совершенств.
ББ: А сейчас прозвучит один романс в исполнении Полины Руновской.
(звучит романс «Песенка о счастливой любви»)
ББ: Полина, это вроде бы не совсем романс… ПР: Не совсем романс, это удивительная вещь, которую написал пианист Михаил Васильев, с которым я сейчас работаю. Он это написал, причем это для спектакля музыка, она называется «Песенка о счастливой любви». Он очень удивительный музыкант, очень тонкий. ББ: Ну а теперь я вновь вас попрошу вернуться к стихотворным сочинениям. ПР: Вы знаете, на самом деле, всегда хочется очень много сказать, и потом думаешь - стоит ли… Как-то получилось так, что я написала такую странную вещь, для меня это стихи, но это как молитва какая-то.
Как это странно
Как это странно вдруг понять данность Данную тебе Богом Как неожиданно остро до тебя доходит Это знание В одну секунду, насквозь Тебе дан голос Ты должен петь Без этого ты ничто Пустота И ты действительно понимаешь Что это так Ты поешь - и летаешь И все, что помогает тебе летать Любовь, смех, слезы, вино, друзья Все находится в твоем арсенале Но летание ради полета Даже ради любви…
Нет, только пение ради любви И даже не ради А потому что вот полет пения Он и есть любовь И можно сказать - вот она Жертва за данность А наказание за отступление? Беспокойство? Одинокое суетное одиночество Лишение сил Болезнь Вот острота знания В миг тебе показано все И ты можешь только как молитву Не желать любви Не ждать любви Не думать, не делать И тогда любовь Не оглядываться Не стоять Не думать лишнего Не падать Не ронять данность природы и Бога Превращаясь в бессмысленное животное Кричащее слово дай Не оглупляться Не принижать себя Не распыляться Не самолюбоваться Не хотеть того Что и так уже есть Не останавливаться И не бежать Не душить себя желаньем Пусть все будет неизменно Так как час назад Не желать. Остановись мнгновение Ну каким бы прекрасным оно ни было Не сравнивать себя с другими Не завидовать никому И никого не подпускать
ББ: Я так понимаю, что сочинение стихов у вас происходит параллельно с музыкальным творчеством. ПР: Ну да, видимо, я так думаю иногда. Просто кто-то думает прозой, кто-то думает стихами, иногда успеваешь записать, иногда нет.
(звучит композиция №5)
ББ: Ну что ж, сегодняшний выпуск программы «Ступень к радости» подошел к концу, я напомню, что сегодня гостем радио «Открытый город» была певица, композитор и актриса Полина Руновская. Спасибо большое, Полина. Желаю тебе дальнейших творческих успехов, новых альбомов и новых спектаклей. ПР: Спасибо. ББ: Программу провел Бенедикт Бурых. До свиданья. Всего вам самого доброго, многоуважаемые радиослушатели. Но в самом финале - небольшой анонс на последующие программы. Скоро, осенью, ССИ «АЗиЯ-Плюс» выпустит немало новых альбомов. Это и альбомы творческого объединения «Первый Круг», и Владимира Бережкова, и Саинхо Намчылак. В ближайших выпусках вы сможете услышать некоторые номера из этих пластинок, таким образом мы с вами как бы немного опередим их издание. Теперь же, в качестве анонса, прослушайте композицию «Аржаана» из замечательной музыкальной сказки «Аржаана», автором и ведущим исполнителем которой является несравненная Сайнхо Намчылак.
(звучит «Аржаана»)
Подробнее о Полине Руновской см.: www.stetoskop.narod.ru/music/runovska/runovs.htm www.old.ej.ru/036/na_dniah/clubs/repert/index.html_Printed.html
|