АЗиЯ-плюс

Радиопередача "Ступень к радости"

|| Главная >

Выпуск № 60 (30.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив"). Песни А. Мирзаяна, А. Деревягина и В. Луферова

Выпуск № 59 (23.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив" и планах студии "АЗиЯ-плюс"). Песни А. Мирзаяна, Е. Фроловой, А. Деревягина и стихи О. Седаковой

Выпуск № 58 (16.10.2005) Гости: композитор, музыкант Юрий Касьяник

Выпуск № 57 (9.10.2005). Гости: поэт, художник, музыкант Дмитрий Стрижов (Нью-Йорк - СПб)

Выпуск № 56 (2.10.2005). Гости: Александр Деревягин

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть вторая.

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть первая.

Выпуск № 54 (18.09.2005). Гости: Настя Макарова (группа "Ступени")

Выпуск № 53 (11.09.2005). Гости: Зам. директора Арт-центра "Борей" Валерий Петрукович (СПб) и писатель Андрей Сольницев (Голландия). Песни Андрея (Дюши) Романова, Анны Герасимовой (Умки), музыка Сергея Курёхина.

Выпуск № 52 (4.07.2005). К выходу нового CD "Первый круг. 15 лет спустя". Гости: Николай Якимов. Песни участников ТО "Первый круг"

Выпуск № 53 (11.09.2005). Гости: Зам. директора Арт-центра "Борей" Валерий Петрукович (СПб) и писатель Андрей Сольницев (Голландия). Песни Андрея (Дюши) Романова, Анны Герасимовой (Умки), музыка Сергея Курёхина.

CТУПЕНЬ К РАДОСТИ
выпуск № 53
11 сентября 2005

Автор (Бенедикт Бурых): Добрый день, здравствуйте дамы и господа! В эфире - программа «Ступень к радости», у микрофона - Бенедикт Бурых. В сегодняшней передаче прозвучит немало интересной музыки - как, собственно, это всегда и бывает. И без литературного раздела мы также сегодня не обойдемся. Хотя, ежели обычно в рамках раздела этого звучат стихи, то сегодня мы обратимся еще и к прозаическому жанру. Но, быть может, стихи также будут, посмотрим.
Ну а теперь прозвучит чудесная музыка Андрея Дюши Романова.

Звучит песня А. Романова «Я вошел в этот лес»

ББ: В исполнении Дюши Романова прозвучала замечательная, мудрая и во многом автобиографическая песня «Я вошел в этот лес». В июне 2000 года Дюша Романов ушел из жизни, пять лет уже прошло, но в это до сих пор невозможно поверить, по-прежнему невозможно смириться с этой утратой. Особенно когда звучит Дюшин голос….
Очень странно, что до сих пор не издано много сольных Дюшиных альбомов. Вот сегодня звучат песни с альбома «Песня о трилистнике», но есть еще около десяти пластинок, Дюшей записанных. Когда же их издадут - непонятно. Не торопятся наши издательские структуры, считают, видимо,что много зеленых бумажек они на продаже этих дисков не заработают. Конечно, издателям следует думать о прибыли, только все равно это в данном случае дико, противно и неправильно. Не могу я этого не сказать. И давайте тогда сейчас послушаем еще одну совершенно роскошную Дюшину песню. «Иgnatys Song». Игнатием зовут Дюшиного сына. Когда его папа умер, Игнатий был совсем маленьким. А другое название этой песни - «Это твоя родина, сынок».

Звучит песня А. Романова «Это твоя родина, сынок»

ББ: Вы слушаете программу «Ступень к радости», ведет ее Бенедикт Бурых. Есть в нашем городе одна чудесная галерея, которая называется «Борей». Находится она на Литейном, 58. Много лет подряд тут проходят интереснейшие выставки, но и не только своими экспозициями славен «Борей», здесь бывают и концерты, и даже спектакль однажды показывался, и также книги творческим центром «Борей-Арт» издаются. Ну, более подробно про многоплановую и замечательную деятельность этого творческого центра расскажет заместитель директора арт-центра «Борей» Валерий Петрукович.
Валерий, добрый день!
Валерий Петрукович: Здравствуйте!
ББ: Валерий, «Борею» уже пятнадцать лет. Между делом вроде бы и быстро время пролетело. Но вот сейчас открылся новый сезон, после отпуска. Хорошо ты лично отдохнул?
ВП: Я замечательно отдохнул. Как всегда в окрестностях Петербурга, потому что мне здешняя природа как бы по душе, можно и порыбачить, и грибы пособирать, и за удовольствиями далеко ездить не надо.
ББ: И ты всем этим занимался?
ВП: Да.
ББ: А «Борей» в это время отдыхал.
ВП: Конечно. Должна же отдохнуть галерея.
ББ: Как и любая другая организация. Так вот по поводу «Борея» я бы хотел тебя кое о чем расспросить. «Борей» ведь в самом деле проводит не только выставки, выставки-то здесь проходят регулярно. Какая периодика выставок в «Борее»? Раз в десять дней выставки меняются?
ВП: Есть такая традиция, что выставки у нас обычно длятся две недели, и вернисаж бывает по вторникам.
ББ: Что будет происходить в галерее после отпуска? Сейчас, в сентябре?
ВП: 13 октября открылась первая выставка, это выставка группы голландских художников из Роттердама, она пройдет в рамках дней культуры Голландии в Петербурге.
ББ: Ведь в "Борее" достаточно часто выставляются не только питерские художники, но и художники заграничные. Нередко это эмигранты, которые прежде здесь жили, работали, а потом эмигрировали. Однако бывают выставки зарубежных художников и не только эмигрантов. Расскажи более конкретно про эти выставки, как часто они проводятся?
ВП: Проводятся они довольно часто. Если взять всю историю «Борея» пятнадцатилетнюю, то вот на сегодняшний день мы провели более пятисот выставок, и из них более семидесяти выставок было - зарубежных художников. Это очень много! Я думаю, что ни одна галерея в Петербурге не работает так плотно с иностранными художниками. Сложилось так, что, в первую очередь, это ближайшие наши соседи - финны, финские художники очень часто у нас выставляются. Вообще-то если говорить про выставки иностранцев, то не так уж часто мы проводили выставки художников-эмигрантов, потому что интереснее петербуржцам увидеть именно уровень современного зарубежного искусства, и особенно это было важно в начале девяностых годов, потому что все мы в течение многих десятилетий жили в отрыве от развития мирового искусства…
ББ: Было дело.
ВП: Да. И вот нашим зрителям было важно узнать, что же такое из себя представляет современное зарубежное искусство. И финны в этом отношении были для нас очень как раз удобны, потому что у них процесс и связь с мировым искусством не прерывалась. Что такое инсталляция, что такое перформанс, что такое видеоарт? Это все нам привозили финские художники, и это было очень интересно.
ББ: В «Борее» прежде часто проводились, да и теперь иногда проводятся концерты, а когда-то здесь даже показывали спектакль. Расскажи об этом.
ВП: Ну, я не могу сказать, что в «Борее» велась какая-то большая театральная деятельность, но время от времени у нас показывались спектакли, и детские спектакли, и спектакли небольших театральных групп. Дело в том, что «Борей» не располагает помещением для создания полноценного спектакля, и когда к Татьяне Пономаренко, к нашему директору, пришли режиссер Григорий Дитятковский и художник Эмиль Капелюш с совершенно безумной идеей поставить спектакль по пьесе Бродского «Мрамор» здесь, в «Борее», то сначала мы опешили. Но, в общем-то «Борей» всегда был склонен к реализации именно безумных идей, и вот в данном случае это у нас получилось. Могу еще сказать, что это была первая постановка этой пьесы Бродского в России, премьера была в октябре 96-го года, и этот спектакль шел в течение нескольких лет. В спектакле «Мрамор» играли два актера - Сергей Дрейден и Николай Лавров, и вот до тех пор, пока Коля Лавров был жив, этот спектакль в «Борее» игрался. Он получил все всевозможные премии, он был признан лучшим спектаклем 97-го года в Петербурге.
ББ: Да, это, конечно, была очень сильная постановка. Но ведь в «Борее» достаточно часто проводятся и концерты.
ВП: Ну, насчет концертов ты лучше знаешь, я постоянно вижу тебя у нас на концертах. Но опять же - у нас нет зала для того, чтобы делать какие-то большие концерты, в основном, проводятся акустические концерты, на которые собирается человек пятьдесят-семьдесят народа.
ББ: Народу немного, да, зато как-то это проходит спокойно и уютно.
ВП: Да, спокойно, и так как вход у нас свободный на эти концерты, то сами музыканты… как правило, это начинающие музыканты, у нас не выступают звезды, у нас выступают те, которые потом становятся известными. И я могу сказать, что первые концерты Чижа в Петербурге были именно в «Борее», два концерта в начале девяностых. «Ночные снайперы» у нас выступали… ну, я не буду называть другие имена, мы не открываем звезд, но когда к нам приходят молодые, мы предоставляем им нашу площадку, и некоторые из них потом становятся популярными. Что нам, в общем-то, льстит, значит, какая-то польза от этих концертов есть.
ББ: Но я хотел бы сейчас упомянуть еще про один аспект деятельности творческого центра «Борей-Арт», это про издательство книг. Ведь книги «Борей-Арт», издает достаточно давно и сегодня у нас в программе Андрей Сольницев, писатель, несколько его книг в арт-центре уже изданы. Насколько я понимаю, издательство книг будет продолжаться в дальнейшем.
ВП: Конечно, обязательно будет. Потому что деятельность творческого центра «Борей-Арт» началась именно с издательства, а идея сделать галерею пришла несколько позже. И ведь очень многие писатели и поэты, которые не могли раньше, в советские времена издаваться, ведь было невозможно не членам союза писателей куда-то пробиться…
ББ: Да, разумеется.
ВП: И мы стали издавать книги, серию книг, небольшими тиражами, и у нас же она, в основном, продавалась. А чем мы гордимся - это серия «Версия письма», которая выходит под редакцией Павла Крусанова, известного писателя. Вышло более десяти книг писателей петербургских, она имела и имеет большой успех, там и проза, и поэзия, и философские эссе, и этой серией мы гордимся, и будем ее продолжать выпускать дальше.
ББ: Замечательно. Однако вернемся к музыке. Мы уже говорили о том, что в «Борее» часто проводятся концерты, и очень нередко проходили концерты Анны Герасимовой или Умки. Замечательная московская исполнительница, она, по-моему, уже как-то прикипела к «Борею» за эти годы и не раз, и не два в «Борее» выступала. И вообще, когда она приезжает в Питер, то даже если она в «Борее» не выступает, то все равно обязательно в «Борей» заходит. В чудесное «борейское» кафе.
ВП: Более того, с Умкой мы очень дружим, очень любим эту исполнительницу, и даже когда она приезжает не по музыкальным делам, а по другим своим делам, ее друзья уговаривают, они говорят ей: «Ну, как же без концерта?», и мы организуем концерт Умки, и всегда набирается полный зал, и она одна из таких наших постоянных исполнительниц, чему мы очень рады.
ББ: Сейчас, я думаю, пора послушать одну песню в исполнении Умки, песня называется «Не волнуйся, мама».

Звучит песня А. Герасимовой (Умки) «Не волнуйся, мама»

ББ: В исполнении Умки прозвучала песня «Не волнуйся, мама», а теперь программу продолжит литературный раздел. У нас в этом разделе часто звучат стихи, а сейчас будет проза, пришел автор этой прозы, писатель Андрей Сольницев. Андрей, день добрый!
Андрей Сольницев: Здравствуйте.
ББ: Андрей, мы вот несколько минут назад говорили с Валерием, что «Борей» занимается издательской деятельностью, издает интересные книги, и вот как раз в «Борее» изданы Ваши книги. Причем не одна.
АС: Ну да, вот в «Борее» вышло уже штук, наверное, семь, а всего их штук десять у меня.
ББ: Где же еще, кроме «Борея», происходило их издание?
АС: На моей пишушей машинке, лет двадцать назад.
ББ: Это я понимаю, все пишущие люди со стажем через это, наверное, прошли.
АС: Я тогда ходил в ЛИТО - в Дом Печати на Фонтанке, к Вячеславу Абрамовичу Лейкину, и участники этого ЛИТО тех лет, наверное, помнят, мои книжки, которые внешне были абсолютно того же формата, их можно было засунуть в задний карман джинсов.
ББ: То есть, это были такие юношеские книгоиздательские игры?
АС: Ну, я не знаю, для меня это все достаточно серьезно было.
ББ: Я про игры сказал без особенной иронии, просто, когда человек молод, ему хочется, чтобы его сочинения издавались, а в те годы это можно было сделать сложнее, намного сложнее, чем теперь.
АС: Мне кажется, что это примерно было то же самое. С моей точки зрения, по крайней мере.
Сейчас точно такое же внимание на них обращает такое же количество людей, как и тогда.
Но тогда это было вынуждено, но и сейчас это тоже вынуждено.
ББ: Что Вы сейчас будете читать? Прозу или стихи?
АС: Я выпустил свои стихи в «Борее», но стихи двадцатилетней давности. Это, в основном, подражания Николаю Олейникову.
ББ: Послушаем немножко эти подражания, а потом займемся, в рамках программы, прозой.
АС: С удольствием.

Две разные обиды

Маша горда, неприступна
Но обидеть так просто ее
Где же твой, Маша, заступник?
Где же он, счастье, твое?

«В армии служит мой Саша,
На Дальнем Востоке в тайге».
И одинокая Маша
Ходит с печалью в ноге.

Саша же бдит у ангара,
С песней обедать идет
После отбоя на нарах
Весточку редкую шлет.

Дембель нескоро, нескоро!
Бродит по Машеньке сок
Чувства неясные хором
Зовут на веселый каток.

А на катке - Модерн Токинг
Любимую песню споет,
Рдеют у сверстников щеки,
Весело плюнув на лед.

Саша нас всех защищает
С оружьем в руках далеко
В глазах его звезды блистают,
Обидеть его так легко!

ББ: Ну а теперь - проза! Да, сколько у Вас вышло книжек с рассказами?
АС: Пять, по-моему. Но я не особенно считаю, потому что они выходят каждый год. Если можно, я пару слов скажу?
ББ: Да, разумеется, пожалуйста.
АС: Дело в том, что я работаю преподавателем, и для меня с первого класса школы год начинается в сентябре. И вот эти летние каникулы, и потом подведение итогов в сентябре, я стараюсь к сентябрю выпускать свою книжку с чисто педагогическими целями. Но с такими, автодидактическими, в данном случае. На меня писательство этих рассказов действует очень хорошо чисто педагогически, в начале каждого рассказа я чувствую себя менее интересным человеком, чем по его окончании. В общем-то, это единственная цель, что касается меня, но я пытаюсь придать им читабельный вид и публикую в «Борее» с такой затаенной надеждой, что это может быть кому-нибудь интересно, и вот я принимаю участие в этой передаче с той же самой затаенной надеждой саморекламы. Но предприятие это, повторяю, абсолютно солипсистское. Ну, как и все писательство, видимо. Поэтому «Борею» я благодарен чрезвычайно за такую связь с человечеством.
ББ: Тогда почитайте что-нибудь из своей прозы.

АС:
НЕБЫВАЛОЕ
На встрече выпускников двадцатилетней давности Ларионов и Лайчиков решили заменить свои жизни и придумать нечто небывалое, и, благодаря им, пришел в голову Гондурас, страна неразработанных месторождений золота и алмазов, они развелись с женами и на доставшуюся часть имущества не только туда доехали, но даже хватило на пугачи и взрывчатку, т.к. первоначальный капитал, необходимый для разработки недр, они приобрели грабя шахтерских инкассаторов. В этой стране, управляемой престарелыми диктатором и архиепископом, делать это оказалось до смешного просто. Население также ориентировалось на национальные недра, и закон с церковью служили народу ходами к золоту и бриллиантам. У Ларионова с Лайчиковым набралась тем временем сумма, казавшаяся достаточной для пробного бурения, перспективные инвестиции они рассчитывали производить уже за счет найденных сокровищ, возвратив казне награбленное в виде налогов. Но на пятом инкассаторе в их жизни появились какие-то преследователи из местных, небольшая группа, не ставившая целью поймать бывших одноклассников, но если бы те не спасались на пределе своих интеллектуальных и физических возможностей, то это бы неминуемо произошло. В отличие от Ларионова с Лайчиковым, группа преследуемых держалась очень заметно: при свете дня они были какими-то смутными, в отличие от ярко освещенных сограждан, ночью обозначали себя огнями. Оказавшись прижатыми к морю, вместо присвоения подземных сокровищ друзья погрузились на корабль и через пять недель приплыли обратно в Санкт-Петербург, действительно с крупными суммами денег, так что не только смогли обзавестись новыми семьями, но и помогать старым. Иногда они встречались выпить и создавалось даже ощущение, что перестали убегать от преследователей, и те их настигли.

ББ: Ну что ж, спасибо. Вы сказали пред чтением, что вы свои книжки издаете раз в год, и я надеюсь, что в следующем году «Борей» издаст очередную вашу книгу.
АС: Спасибо вам большое за возможность саморекламы.
ББ: Свои сочинения читал Андрей Сольницев, а наша программа подошла к концу. Ее провел Бенедикт Бурых. Всего вам доброго, до свиданья. Но теперь, в самом финале, послушайте Сергея Курехина: фрагмент из его сольного выступления в Ливерпуле, концерт состоялся в феврале 1991 года. Играет Сергей Курехин.

Звучит музыка Сергея Курехина, фрагмент его сольного концерта на фортепиано.