CТУПЕНЬ К РАДОСТИ Выпуск № 55 25 сентября 2005
Часть первая
Бенедикт Бурых: Добрый день! В эфире программа «Ступень к радости», у микрофона Бенедикт Бурых. В сегодняшней передаче прозвучат песни из альбома «Первый круг», новые песни Александра Деревягина. Будет и поэтический раздел. В общем, всё как положено. А в самом начале передачи я предлагаю вспомнить про сказки братьев Гримм. Да-да-да, не удивляйтесь. Говорю я о братьях Гримм в связи с тем, что недавно был издан альбом московской группы «Звуки Му» «Сказки братьев Гримм». И в альбоме этом Пётр Мамонов продемонстрировал собственные версии этих классических сказок. Мир мамоновских сказок, а вернее его авторских импровизаций на тему сказок братьев Гримм, весьма своеобразен, и не вписывается в общепринятые представления о российской рок-культуре. Петр Мамонов записал и исполнил эти песни-сказки один. Абсурдистские в своей основе сказки, истории и игры Мамонова, которые он то поёт, то декламирует на фоне крайне простого аккомпанемента, представляются мне гораздо более интересными, нежели многое другое в современной отечественной рок-музыке. Итак, Пётр Мамонов.
Звучит песня-сказка «Разбойник и его сыновья».
В исполнении Петра Мамонова прозвучала песня-сказка «Разбойник и его сыновья». В самом начале программы я говорил, что сегодня прозвучат новые песни, неизданные еще Александра Деревягина. И это, в самом деле, так. Александр Деревягин находится сейчас в нашей студии. Саша, совершенно добрый день! Александр Деревягин: День добрый! ББ: Ты в программе «Ступень к радости» уже не раз, и не два раза участвовал, последний раз ты, по-моему, приходил в апреле. АД: Где-то так, весной… ББ: Да, весной. В апреле или даже в марте. Получилась у тебя такая небольшая радийная пауза -в плане программы «Ступень к радости», но это не страшно, потому что и сегодня ты пришел, и в следующий раз придешь. Когда ты в очередной раз был в стране под названием Германия? Вроде бы недавно? Было такое дело? АД: Да, было такое дело. В самом конце августа проводился фестиваль в городе Вуппертале - это на западе Германии, в районе Дюссельдорфа, Кельна... Проводился фестиваль авторской песни. ББ: Русской авторской песни? АД: Да, русской авторской песни. То есть, там все говорят только по-русски; по-немецки только дети говорят. У меня такое ощущение, что вся Германия говорит уже по-русски, кроме детей. А я ездил в гости к своим берлинским друзьям, и вот мы вместе поехали в Вупперталь. ББ: Сколько дней проходил фестиваль? АД: Три дня. Как и положено. ББ: Почему? Бывают фестивали двухдневные. АД: Нет, ну это фестиваль выходного дня. Как бы официально это пятница и суббота, а в воскресенье народ уже разъезжается, потому что в понедельник на работу; в Германии, оказывается, тоже все работают… Равно как и у нас на Родине. ББ: Как странно… АД: Да. ББ: Но факт. Скажи, а вот во время концертов какие-нибудь записи проводились? Записи того, что пел ты или другие исполнители? АД: Да, там записывались эти выступления, разумеется, организаторами фестиваля. ББ: Эти записи будут издаваться? Или нет? АД: Я не думаю, что это будет издаваться. Это выложено в Интернете, в материалах о фестивале, думаю, что это вот и всё. Не знаю, имеет ли смысл делать тиражи этих записей. ББ: Бог знает. Иногда это расходится хорошо, когда записи становятся интересны относительно широкому кругу. А иногда все ограничивается какой-то локальной аудиторией. АД: Вот эта локальная аудитория имеет возможность в Интернете найти всё; есть сайт вуппертальского фестиваля, там все эти записи лежат. ББ: А какие у тебя в ближайшее время будут гастрольные маршруты? АД: Пока особых маршрутов нету, потому что есть работа в «АЗиИ-Плюс», есть график, который нужно соблюдать. Пока я не вижу особенных гастрольных моментов, есть какие-то наметки, но о них еще рано говорить. ББ: Раз рано, то и не будем. Тогда перейдем к твоим песням. Я в начале программы сказал, что сегодня будут звучать песни, которые еще не изданы. У тебя, как это ни странно, и согласись, что это странно, вышел - хотя ты давно занимаешься музыкой, давно сочиняешь и поешь песни - всего один альбом: «Трава да камни». АД: Ну не всего один, а уже вышел целый альбом. Это очень много. ББ: Это здорово, это здорово, но всё равно он один пока. Почему так мало? Ведь другие твои коллеги из той же «АЗиИ-Плюс» выпустили уже по несколько пластинок, я уже не говорю про Елену Фролову, у нее штук двенадцать дисков издано, по-моему. АД: Что-то около того. ББ: Около того, да. Но у всех по нескольку дисков появилось: у Якимова, у Алешиной… АД: Да, у Тани вот сейчас будет выходить еще один диск, на днях вот буквально, он сейчас на заводе, в тираже. ББ: «Песни-фантазии». АД: Да, диск называется «Песни-фантазии», это песни Тани Алешиной на собственные стихи, и собственная музыка, но не в гитарной аранжировке, а в аранжировке, скажем так, синтезаторной. ББ: Но всё равно, почему у тебя вышел всего один альбом? Пока? АД: Видимо потому, что мне так надо. Я не знаю почему… Мы с Колей Якимовым планируем выпустить ещё один, совместный как раз альбом, по песням на стихи Игоря Салчака. Вот я свою часть уже записал довольно давно, а Коля, я надеюсь, что в какое-то обозримое время закончит работу по записи своего материала, и мы издадим… будет двойной альбом, а может быть даже и тройной: Якимов-Деревягин-Салчак. ББ: Но вот как раз сегодня прозвучат твои песни на стихи Салчака. Песни ведь не новые, насколько я понимаю. АД: Они совсем не новые, это восьмидесятые годы или самое начало девяностых. Тогда они были написаны. Дело в том, что мы с Игорем Салчаком были дружны и знакомы как раз в самом начале восьмидесятых годов, а после жизнь так распорядилась, что Игорь уехал к себе на родину, в Кызыл, в Туву, и мы практически больше не виделись с тех пор. И вот эти все стихи в песнях, которые сегодня прозвучат, Игорем написаны до 1982 года. То, есть это все довольно давно уже было. ББ: А сейчас он продолжает сочинением? АД: Ты знаешь, у него был очень большой перерыв в писательстве - лет десять-двенадцать. Это было связано с причинами глубоко внутренними, я бы даже сказал, религиозными; он ушел в православие с головой, счел светское творчество грехом, был у него такой период. Потом этот период неофитства как-то прошел, и сейчас он пишет, но это не стихи, это проза, это очень хорошая проза, очень интересная, и тоже она есть на сайте Игоря Салчака, я сейчас наизусть не помню адрес странички, но в интернете по фамили Салчак все легко находится. (www.igorsalchak.nm.ru – ред.) ББ: Ты сказал, что он живет в Кызыле. АД: В Кызыле. Это Тува. ББ: Да, я знаю. Я почему обратил на это особенное внимание… ведь Саинхо Намчылак, которая в этом году не раз приезжала, и альбом которой будет выпущен «АЗиЕЙ-Плюс»… АД: Мы надеемся, что он будет выпущен. ББ: Я тоже надеюсь, и я думаю, что эти надежды имеют все основания исполниться. Альбом появится, если я не ошибаюсь, где-то в конце осени? АД: По нашим планам - да, в конце осени. Или в начале зимы альбом должен выйти. ББ: Саинхо ведь тоже из Кызыла. АД: Из Кызыла. И выяснилось, что они знакомы с Игорем Салчаком. Кызыл - это такой город, там очень трудно быть незнакомыми людьми, это малюсенький город, и человек, который что-то делает литературное или музыкальное, -это одна тусовка, я просто там жил полгода, и я себе Кызыл хорошо представляю, это пространство; там не быть знакомыми практически невозможно. Это малюсенький городок, маргинальный во многом. Было бы удивительно, если бы Саинхо и Салчак не были знакомы. ББ: Тема их знакомства не самая главная в сегодняшней программе, просто этот факт сам по себе любопытный, ну а сейчас мы обратимся к твоим песням на стихи Игоря Салчака. Может быть, сегодня будут звучать твои песни и на стихи Губанова. АД: Губанов - это уже более поздний период. ББ: Но всё равно, потом они будут в одном альбоме? АД: Нет. Они будут в разных. ББ: В разных? АД: Да. А о Губанове у нас тоже есть мысль, но она больше платоническая: издать совместный альбом с Володей Бережковым, Колей Якимовым и Леной Фроловой по песням на стихи Губанова. ББ:В общем, планы у «АЗиИ-Плюс», я смотрю, как всегда обширные. АД: Планы есть, да. Чего-чего, а планов хватает. ББ: Это замечательно. Ну а теперь начнем слушать твои песни на стихи Игоя Салчака.
Звучит песня «Зимний шлягер»: www.derevyagin.com/Shlyager.MP3
АД: Эта песня называется «Зимний шлягер», такое мелколичностное название, а запись сделана на концерте в театре «Манекен», на гитаре играет Сережа Багин. ББ: То есть, ты тут не один. АД: Да, здесь мы вдвоем. ББ: Когда сделана эта запись? АД: Ой…(вздыхает) Это, наверное, год двухтысячный… ББ: Это не слишком давно было. АД: Нет, не слишком давно. Я уже жил в Москве, и мы просто приезжали на концерт в Челябинск. ББ: Насколько я знаю, ты, когда жил на Урале, в Челябинске, сочинял не только авторские или бардовские, или камерные песни, но и рок-музыкой ты тоже занимался. АД: Ты знаешь, я это как-то не называл рок-музыкой. ББ: Ну, пусть и не буквально, но в каком-то приближении… АД: В каком-то приближении да. Для меня вообще вопрос жанровой принадлежности сложный, я не могу сказать, что я бард, и я не могу сказать, что я рокер. А могу сказать, что я - бард, и могу сказать, что я - рокер. ББ: Но я почему на эту тему так развернул наш разговор? Твои песни - всё, что я слышал, и бывал на твоих концертах - это, на мой взгляд, акустический рок. АД: Есть и такой взгляд. Для меня бард или рок - это больше вопрос тусовки все-таки. ББ: Какой тусовки? АД: А какой-то. Есть совершенно блюзграссовая группа «Грассмейстер» в Москве, да? Которая выступает на фестивалях авторской песни и все считают, что это вот барды. И они от этого никак не могут отмазаться. ББ: Я понимаю. Но… АД: А когда выходит Шевчук с гитарой, то он все равно рокер остается. Хотя по сути… вот выходит человек с гитарой, он бард же казалось бы… Но какой же Шевчук бард? ББ: Все равно ведь какие-то стилистические разделения существуют пока… АД: Существуют. Но они настолько условны…Что если ля-минор - то это бард, а если соль мажор - то это рокер? Да вроде нет. Все дело в ритме? Да нет. Я не знаю в чем тут дело. Дело в аудитории, дело еще в чем-то, дело в каком-то культурном срезе. А к кому себя причислять - это опять же… Да, была у меня группа в Челябинске, у меня были прекрасные отношения с челябинским рок-клубом, но сказать, что я был рокером… Да вроде не был. У нас не было барабанов. А какой рок без барабанов? ББ: Почему? Бывает. Особенно теперь. АД: Но это ведь было тогда еще… Бас-гитары не было, не было баса и ритм-группы. ББ: Ну да, без ритм-секции-то… АД: Рок-н-ролл без ритм-секции? ББ: Да, для тех, для прошлых лет, это тяжеловато, конечно. АД: То есть, это бред сивой кобылы какой-то, да? У нас были синтезатор, флейта, саксофон, две гитары, еще какие-то музыканты подключались. Это все было в театре и поэтому… Я жил внутри театра, у нас была очень хорошая компания музыкантов, которые там выступали, причем в театре у меня выступали и рокеры, и авангардные музыканты, и поэты, и публика была очень смешанная, на панковские концерты приходили панки с гребнями и прекрасно все слушали. И у меня был уникальный концерт в рок-клубе, с программой по Визбору. На ура просто прошел концерт. ББ: Мы говорили о твоих планах на ближайшее время, но ты не все сказал, у тебя ведь должен быть - только ты скажи когда - концерт в питерском клубе «Камчатка». АД: Да, он намечается 17 -го ноября, и там буду выступать не я один, а Оля Чикина и я, Оля - это московский автор. Я тоже не знаю, кто она - бард или рокер, я не знаю, к кому ее отнести. Оля Чикина. Концерт намечен на 17 ноября. ББ: Я думаю, что перед концертом смогу специально об этом еще рассказать. И ты, может быть, тоже тогда появишься на радио, у тебя могут ведь найтись еще какие-то записанные, но неизданные песни, которые мы сегодня начали слушать и сейчас продолжим, вот еще одна твоя песня на стихи Игоря Салчака.
Звучит песня «Я дарю тебе пса из любви»: www.derevyagin.com/Ja%20darju01.MP3
Конец первой части. Вторую часть можно прочесть здесь: www.asia-plus.ru/cgi-bin/events.cgi?id=332
|