АЗиЯ-плюс

Радиопередача "Ступень к радости"

|| Главная >

Выпуск № 60 (30.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив"). Песни А. Мирзаяна, А. Деревягина и В. Луферова

Выпуск № 59 (23.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив" и планах студии "АЗиЯ-плюс"). Песни А. Мирзаяна, Е. Фроловой, А. Деревягина и стихи О. Седаковой

Выпуск № 58 (16.10.2005) Гости: композитор, музыкант Юрий Касьяник

Выпуск № 57 (9.10.2005). Гости: поэт, художник, музыкант Дмитрий Стрижов (Нью-Йорк - СПб)

Выпуск № 56 (2.10.2005). Гости: Александр Деревягин

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть вторая.

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть первая.

Выпуск № 54 (18.09.2005). Гости: Настя Макарова (группа "Ступени")

Выпуск № 53 (11.09.2005). Гости: Зам. директора Арт-центра "Борей" Валерий Петрукович (СПб) и писатель Андрей Сольницев (Голландия). Песни Андрея (Дюши) Романова, Анны Герасимовой (Умки), музыка Сергея Курёхина.

Выпуск № 52 (4.07.2005). К выходу нового CD "Первый круг. 15 лет спустя". Гости: Николай Якимов. Песни участников ТО "Первый круг"

Выпуск № 57 (9.10.2005). Гости: поэт, художник, музыкант Дмитрий Стрижов (Нью-Йорк - СПб)

CТУПЕНЬ К РАДОСТИ
Выпуск № 57
09 октября 2005

АВТОР (Бенедикт Бурых): Добрый день! А эфире программа «Ступень к радости», у микрофона Бенедикт Бурых. Начну я сегодня передачу с классики, с классики рока. Потом прозвучит и другая музыка, не столь как бы пока еще классическая, и стихи сегодня в этой программе тоже прозвучат. Однако в самом начале - группа РОЛЛИНГ СТОУНЗ. В этом году вышел последний альбом этой супергрупппы. Альбом под названием «A Bigger Bang». Пожалуй, роллинги в данном случае выпустили альбом в традиционной для себя манере, и не вышли за пределы давно наработанных и десятилетиями отработанных приемов. Однако как бы там ни было, это все равно очередное творческое достижение прославленных музыкантов. Им уже больше шестидесяти лет - но они не останавливаются, они по-прежнему идут вперед, они работают и записывают свои новые альбомы.

Звучит песня «Rough Iustice».

В исполнении легендарной группы Rolling Stones прозвучала песня «Rough Iustice». А сейчас, после роллингов, программа «Ступень к радости» будет продолжена с помощью появившегося в нашей студии Дмитрия Стрижова. Привет!
Дмитрий Стрижов: Добрый день.
ББ: Дима, сначала я объясню в двух, в трех, в четырех словах нашим многоуважаемым радиослушателям, кто ты есть такой. Естественно, ты - человек, это априори, но ты еще и художник, и поэт. Но ты много лет провел в государстве Америка, если я не ошибаюсь, ты там года с девяностого стал жить.
ДС: Да, точно, с девяностого.
ББ: И уже в прошлом году ты…
ДС: Начал сюда наезжать.
ББ: Да, делать набеги в Россию.
ДС: Да, на разведку (смеется).
ББ: У тебя там, в Штатах, было много интересных занятий. Издавался журнал, который назывался…
ДС: «Профиль».
ББ: Немного было, правда, номеров, но тем не менее, журнал выходил, и я даже читал его здесь, в Питере. Еще ты занимался не только выпуском пластинок, но продолжал писать и стихи, и не только стихи, но и прозу, не останавливаясь ни на единый год, и ни на единый месяц, и может быть, даже и ни на единый день.
ДС: Да, пожалуй, так и есть.
ББ: Ну так ведь и должно быть. Для тех, кто сочиняет. И еще ты работал как художник. И как театральный художник.
ДС: Да, декорации я делал. Там есть забавные проекты. Может быть, отдельно про это поговорим…
ББ: Думаю, что да. Потому что мы не сможем во время одной передачи подробно рассказать про все, чем ты за эти годы занимался. И тем более, что программа «Ступень к радости» в основе своей музыкальная. Хотя она и литературная, и поэтому прозвучат не только песни на твои стихи, но ты и сам свои стихи почитаешь. Только это будет сегодня немножко попозже. А теперь - поговорим про твои пластинки. Сколько у тебя вышло альбомов в Штатах?
ДС: Если считать те, которые мои личные или те, которые я выпустил как альбомы компании «Proformа Records»…
ББ: Вот, кстати, и про «Проформу» расскажи. Это ведь твоя компания?
ДС: Да.
ББ: Она была или и сейчас есть?
ДС: Она есть, и она была. Это единственная компания, которая имеет дистрибьюцию на русском языке. И продает свои альбомы в солидных магазинах. В таких, например, как «Тау Рекордс».
ББ: Эти альбомы, видимо, расходятся, в первую очередь, среди эмигрантской публики?
ДС: Ну да. Хотя на самом деле, для меня загадка - кто это вообще покупает без всякой рекламы, но, тем не менее, все это идет и, наверное, за счет того, что в хороших магазинах продается. В такой цепочке магазинов, которая называется «Тау Рекордз». И еще в таких как «Virgin Records» и в других. А моих альбомов - я думаю, что их около десяти. Где-то вот так.
ББ: Это альбомы с песнями на твои тексты?
ДС: Да. Ну, а «Proforma Records» выпустила всего около тридцати альбомов.
ББ: Это не так уж и мало.
ДС: Ну да. И если учесть, что каждому проекту уделялось особое внимание…
ББ: И совсем недавно, уже в этом году, вышел последний диск твой, а я говорю - твой, хотя ты там не один…
ДС: Ну да, в этом альбоме занят участник группы PSP, известной питерской группы…
ББ: Электронной.
ДС: Да, электронной. С Андреем Ерофеевым мы работали, он там, собственно, на большинстве инструментов играет.
ББ: Ну а ты читаешь свои стихи, но это не только чтение, но и не пение, это как бы нечто среднее между чтением и пением, вернее, таким напевом специальным…
ДС: Ну да, просто вот мне хотелось бы жизни во всем находить баланс, вот так же как в картинах у меня есть нечто среднее между абстракцией и реализмом, потому что реализму я двенадцать лет учился, и мне он не очень интересен, но и абстракция в целом мне тоже не очень интересна, а вот интересно было найти баланс. Так же как и пение мне тоже было неинтересно с детства, и просто чтение тоже неинтересно, мне казалось, что просто стихи - это скучно, а с музыкой петь - это тоже скучно…
ББ: Ну а как же мы тогда назовем твой специфический жанр? Как мы его обозначим? Если вообще нужно его как-то обозначать…
ДС: Вот не знаю. Я все как-то ищу этот термин и не могу еще найти. Вот в английском языке есть такое понятие «spoken world», но это немножко другое, это не то, что слово изреченное, это… ну, не знаю, не знаю…
ББ: Мне пришла в голову идея, прямо сейчас, на ходу. «Spoken world» - это я понимаю, но тогда почему не назвать то, что ты делаешь «стриж world». Это ведь твоя манера, специфическая, стрижовская…
ДС: Да…(смеется)
ББ: Почему же ее не узаконить? «Стриж world». Вначале это будет непонятно, но потом, по мере того, как будут издаваться другие твои пластинки, появятся комментарии, статьи разумных журналистов - они иногда еще встречаются - и «Стриж world» обретет значимость и законность в музыкальном мире. Подумай об этом.
ДС: С твоей легкой руки. Может быть…
ББ: Или какие-то вариации на эту тему. Потому что я люблю спонтанные идеи, а сейчас вот такая спонтанная идея пришла прямо во время прямого эфира.
ДС: Прикольно.
ББ: В общем, ты подумай, и не только, конечно, сейчас, ну а мы и наши радиослушатели послушаем песню из последнего альбома «Life Time Girlfriend». Или даже не песню, а композицию под названием «Дождь».

Звучит композиция «Дождь».
(ссылка на mp3 будет дана позже – ред.)

ББ: Скажи, вот стихотворение, которое сейчас звучало, это какого года сочинение?
ДС: Это такое древнее как раз, где-то оно восьмидесятых годов…
ББ: То есть, оно еще тогда написано, когда ты жил в Ленинграде?
ДС: Да. Да-да-да… может быть, это год восемьдесят четвертый…
ББ: Почему-то я так и подумал. Через какие-то вибрации этого старинного уже стиха я как бы понял, почувствовал, вернее, когда примерно он был написан. Хотел бы еще вот о чем у тебя спросить: с какими музыкантами ты работал в Нью-Йорке?
ДС: Ну, это целый огромный пласт. Ведь десять альбомов было записано. Вот была группа «Оберманекены», вот с ними сделал проект, это был такой прикольный альбом, он был записан на студии у Сюзанны Веги, и она дала кучу коллекционных инструментов, которые никому в принципе не давала, гитару акустическую старинную дала, у меня там есть одна тема, которую я неплохо, может быть, сам играю, и вот когда я сыграл, она после этого мне все и отдала. А я больше ничего и играть-то не умею, по сути, на гитаре, кроме своих детских песен или того, с чего начинал учиться, и это въелось в память, и это единственное, что я могу сыграть. Ну, это неважно. И еще тогда играл такой Марк Хатчинс, это барабанщик Полы Коул, он тогда был ее бой-френд, и он играл в ее группе, а потом Пола стала суперзвездой, буквально через пару лет…
ББ: И он перестал быть ее бой-френдом?
ДС: Да. И она его…
ББ: Бывает, бывает такое…
ДС: Но тогда-то он еще был ее бой-френдом… Да он вообще такой забавный сам по себе персонаж, играл на всем, стучал по стенам, а в одном трэке он даже играл на ножницах огромных, которые я нашел в студии. «Да, на ножницах играть круто» - сказал он, и в одном трэке вот и слышно, как он щелкает на ножницах.
ББ: Но это все звучит в альбоме, который мы сегодня слушать не будем, это в альбоме «Прогулки под северным небом», некоторые композиции из которого уже звучали минувшим летом в предыдущих программах цикла «Ступень к радости». И я тогда еще не знал, что ты стал в Питер приезжать, и не предполагал, что мы встретимся с тобой в этой студии в начале октября. Ты сказал, что ты сам не играешь в этих альбомах…
ДС: Да. Я просто какую-то атмосферу создаю, определенную, и в ней чего-то возникает. Ну, бывает, естественно, где-то какой-то аккорд… какой-то стук… звук…
ББ: В общем, мелочь какую-то звуковую делаешь, мелкое такое хулиганство…
ДС: Да (довольно смеется).
ББ: Правильно. Но я помню, что в былые советские, ленинградские, ранние санкт-петербургские времена, ты имел непосредственное отношение к группе «Тихо», и ведь ее песни были написаны на твои стихи.
ДС: Да. Но тогда другие задачи были; просто есть вещи, которые я сам могу исполнять, а есть такие, которые я не могу исполнять, это вещи, которые на группу рассчитаны. Да, был такой проект: «Тихо».
ББ: И теперь ведь этот проект стал американским, потому что музыкальный лидер «Тихо» Валерий Рубликов перебрался в 1998 году в Нью-Йорк.
ДС: Да, и он до сих пор там живет. Что-то играет, записывает.
ББ: Наверное, он и в дальнейшем будет сочинять и исполнять песни с твоими текстами?
ДС: Думаю, что так все и будет.
ББ: Но это еще будет в дальнейшем. А сейчас мы послушаем еще одну композицию в духе «Стриж world» из твоего последнего альбома.

Звучит композиция «Ты пришел ко мне».
(ссылка на mp3 будет дана позже – ред.)

ББ: Дима, теперь бы я хотел немножко тебя порасспросить о тех людях из России, с которыми тебе приходилось не только общаться в Нью-Йорке, но и совместно работать. Много их, конечно, было. Но я знаю, что при твоем непосредственном участии был, например, записан в США альбом Гребенщикова «Лилит». Записан еще в прошлом веке.
ДС: Да, я записывал и продюсировал его. Поскольку в связи с Гребенщиковым сразу возникает ассоциация с русским Боб Диланом, и такое как бы клише в Америке существует, то я и подумал, почему бы не записать русского Боба Дилана с настоящими музыкантами самого Боба Дилана… И все остальное было уже делом техники.
ББ: Еще с кем-нибудь из музыкантов русских ты в Штатах пересекался?
ДС: Много, много всего было за это время. Мы записали с Леней Федоровым кое-какой проект, потом был проект «Анкл Л», довольно своеобразный…
ББ: Если я не ошибаюсь, многие из этих записей вошли в сборник «Отвязанные и привязанные»?
ДС: Да, конечно. В сборнике этом много было разной музыки.
ББ: Но теперь бы я хотел, чтобы ты рассказал - разумеется, немножко, потому что тема длинная и очень интересная - ты ведь в Нью-Йорке пересекался с Иосифом Бродским?
ДС: Да. То есть, как они говорили с Леной Чернышевой - была такая мадам, она и с Барышниковым работала, и с другими известными эмигрантами, можно долго и много перечислять… я с ней, кстати, делал балет для Венской оперы - так вот, они в шутку с Иосифом называли меня своим сыном, так что они у меня были такие американские мама и американский папа. Действительно, Бродский мне очень многим помог и поддержал, и морально, и всячески… Так что, благодаря ему я, может быть, с самого начала был правильно поддержан.
ББ: И ведь это, в первую очередь, помогло твоему поэтическому творчеству?
ДС: Да. Он, кстати, отобрал кое-что, и в своей программе, когда он преподавал, он иногда кое-что из моего даже вставлял в эту программу.
ББ: Может быть, сейчас мы послушаем, как читал свои стихи сам Иосиф Бродский, у меня есть записи с его чтением, все это стихи известные, давно уже классические, но я думаю, что ты не будешь возражать.
ДС: Я буду только рад.
ББ: Послушаем, как Иосиф Бродский читал свое стихотворение «Ночной полет».

Звучит запись чтения Иосифом Бродским стихотворения «Ночной полет».
(ссылка на mp3 будет дана позже – ред.)

ББ: А теперь я хочу - и надеюсь, что наши радиослушатели поймут меня правильно… речь вовсе не идет ни о каких сравнениях, у каждого поэта своя дорога, свой путь… да, Бродский был великий поэт, но жизнь продолжается, и люди пишут стихи, и будут писать их дальше, и поскольку в этой передаче уже звучали композиции с твоими стихами, но при этом еще звучала музыка, ритмический и мелодический фон, а теперь я хочу, чтобы ты еще сам прочитал свои стихи, какое-то их количество… Видимо, не слишком большое, потому что время программы этой уже нам не позволяет особенно развернуться… Не смотри на часы, я сам смотрю… Прочитай то, что хочешь из своих стихотворений.
ДС: С удовольствием.

Дмитрий Стрижов читает два своих стихотворения
(стихи появятся позже – ред.)

ББ: Вот когда ты читал свои стихи, то мне даже немножко, быть может, хотелось отбивать ритм, потому что у тебя стихи очень насыщенные ритмикой, видимо, это и позволяет тебе как-то совмещать чтение своих стихов с музыкальным фоном, очень также ритмическим, хотя и не только в этом его достоинства.
Ну а наша программа уже подошла к концу, и я напомню, что сегодня на радио «Открытый город», у нас в гостях был поэт и художник Дмитрий Стрижов. Дима, спасибо. Надеюсь, что ты еще не раз появишься в нашей студии, почитаешь свои стихи, и мы снова послушаем музыку, в создании которой ты принимал самое непосредственное участие.
ДС: Спасибо всем, спасибо тебе, в первую очередь.
ББ: Программу провел Бенедикт Бурых, до свиданья, многоуважаемые, до встречи через неделю. Пока.
Звучит заглавная инструментальная тема из альбома «Life Time Cirlfriend».
(ссылка на mp3 будет дана позже – ред.)