CТУПЕНЬ К РАДОСТИ Выпуск № 57 09 октября 2005
АВТОР (Бенедикт Бурых): Добрый день! А эфире программа «Ступень к радости», у микрофона Бенедикт Бурых. Начну я сегодня передачу с классики, с классики рока. Потом прозвучит и другая музыка, не столь как бы пока еще классическая, и стихи сегодня в этой программе тоже прозвучат. Однако в самом начале - группа РОЛЛИНГ СТОУНЗ. В этом году вышел последний альбом этой супергрупппы. Альбом под названием «A Bigger Bang». Пожалуй, роллинги в данном случае выпустили альбом в традиционной для себя манере, и не вышли за пределы давно наработанных и десятилетиями отработанных приемов. Однако как бы там ни было, это все равно очередное творческое достижение прославленных музыкантов. Им уже больше шестидесяти лет - но они не останавливаются, они по-прежнему идут вперед, они работают и записывают свои новые альбомы.
Звучит песня «Rough Iustice».
В исполнении легендарной группы Rolling Stones прозвучала песня «Rough Iustice». А сейчас, после роллингов, программа «Ступень к радости» будет продолжена с помощью появившегося в нашей студии Дмитрия Стрижова. Привет! Дмитрий Стрижов: Добрый день. ББ: Дима, сначала я объясню в двух, в трех, в четырех словах нашим многоуважаемым радиослушателям, кто ты есть такой. Естественно, ты - человек, это априори, но ты еще и художник, и поэт. Но ты много лет провел в государстве Америка, если я не ошибаюсь, ты там года с девяностого стал жить. ДС: Да, точно, с девяностого. ББ: И уже в прошлом году ты… ДС: Начал сюда наезжать. ББ: Да, делать набеги в Россию. ДС: Да, на разведку (смеется). ББ: У тебя там, в Штатах, было много интересных занятий. Издавался журнал, который назывался… ДС: «Профиль». ББ: Немного было, правда, номеров, но тем не менее, журнал выходил, и я даже читал его здесь, в Питере. Еще ты занимался не только выпуском пластинок, но продолжал писать и стихи, и не только стихи, но и прозу, не останавливаясь ни на единый год, и ни на единый месяц, и может быть, даже и ни на единый день. ДС: Да, пожалуй, так и есть. ББ: Ну так ведь и должно быть. Для тех, кто сочиняет. И еще ты работал как художник. И как театральный художник. ДС: Да, декорации я делал. Там есть забавные проекты. Может быть, отдельно про это поговорим… ББ: Думаю, что да. Потому что мы не сможем во время одной передачи подробно рассказать про все, чем ты за эти годы занимался. И тем более, что программа «Ступень к радости» в основе своей музыкальная. Хотя она и литературная, и поэтому прозвучат не только песни на твои стихи, но ты и сам свои стихи почитаешь. Только это будет сегодня немножко попозже. А теперь - поговорим про твои пластинки. Сколько у тебя вышло альбомов в Штатах? ДС: Если считать те, которые мои личные или те, которые я выпустил как альбомы компании «Proformа Records»… ББ: Вот, кстати, и про «Проформу» расскажи. Это ведь твоя компания? ДС: Да. ББ: Она была или и сейчас есть? ДС: Она есть, и она была. Это единственная компания, которая имеет дистрибьюцию на русском языке. И продает свои альбомы в солидных магазинах. В таких, например, как «Тау Рекордс». ББ: Эти альбомы, видимо, расходятся, в первую очередь, среди эмигрантской публики? ДС: Ну да. Хотя на самом деле, для меня загадка - кто это вообще покупает без всякой рекламы, но, тем не менее, все это идет и, наверное, за счет того, что в хороших магазинах продается. В такой цепочке магазинов, которая называется «Тау Рекордз». И еще в таких как «Virgin Records» и в других. А моих альбомов - я думаю, что их около десяти. Где-то вот так. ББ: Это альбомы с песнями на твои тексты? ДС: Да. Ну, а «Proforma Records» выпустила всего около тридцати альбомов. ББ: Это не так уж и мало. ДС: Ну да. И если учесть, что каждому проекту уделялось особое внимание… ББ: И совсем недавно, уже в этом году, вышел последний диск твой, а я говорю - твой, хотя ты там не один… ДС: Ну да, в этом альбоме занят участник группы PSP, известной питерской группы… ББ: Электронной. ДС: Да, электронной. С Андреем Ерофеевым мы работали, он там, собственно, на большинстве инструментов играет. ББ: Ну а ты читаешь свои стихи, но это не только чтение, но и не пение, это как бы нечто среднее между чтением и пением, вернее, таким напевом специальным… ДС: Ну да, просто вот мне хотелось бы жизни во всем находить баланс, вот так же как в картинах у меня есть нечто среднее между абстракцией и реализмом, потому что реализму я двенадцать лет учился, и мне он не очень интересен, но и абстракция в целом мне тоже не очень интересна, а вот интересно было найти баланс. Так же как и пение мне тоже было неинтересно с детства, и просто чтение тоже неинтересно, мне казалось, что просто стихи - это скучно, а с музыкой петь - это тоже скучно… ББ: Ну а как же мы тогда назовем твой специфический жанр? Как мы его обозначим? Если вообще нужно его как-то обозначать… ДС: Вот не знаю. Я все как-то ищу этот термин и не могу еще найти. Вот в английском языке есть такое понятие «spoken world», но это немножко другое, это не то, что слово изреченное, это… ну, не знаю, не знаю… ББ: Мне пришла в голову идея, прямо сейчас, на ходу. «Spoken world» - это я понимаю, но тогда почему не назвать то, что ты делаешь «стриж world». Это ведь твоя манера, специфическая, стрижовская… ДС: Да…(смеется) ББ: Почему же ее не узаконить? «Стриж world». Вначале это будет непонятно, но потом, по мере того, как будут издаваться другие твои пластинки, появятся комментарии, статьи разумных журналистов - они иногда еще встречаются - и «Стриж world» обретет значимость и законность в музыкальном мире. Подумай об этом. ДС: С твоей легкой руки. Может быть… ББ: Или какие-то вариации на эту тему. Потому что я люблю спонтанные идеи, а сейчас вот такая спонтанная идея пришла прямо во время прямого эфира. ДС: Прикольно. ББ: В общем, ты подумай, и не только, конечно, сейчас, ну а мы и наши радиослушатели послушаем песню из последнего альбома «Life Time Girlfriend». Или даже не песню, а композицию под названием «Дождь».
Звучит композиция «Дождь». (ссылка на mp3 будет дана позже – ред.)
ББ: Скажи, вот стихотворение, которое сейчас звучало, это какого года сочинение? ДС: Это такое древнее как раз, где-то оно восьмидесятых годов… ББ: То есть, оно еще тогда написано, когда ты жил в Ленинграде? ДС: Да. Да-да-да… может быть, это год восемьдесят четвертый… ББ: Почему-то я так и подумал. Через какие-то вибрации этого старинного уже стиха я как бы понял, почувствовал, вернее, когда примерно он был написан. Хотел бы еще вот о чем у тебя спросить: с какими музыкантами ты работал в Нью-Йорке? ДС: Ну, это целый огромный пласт. Ведь десять альбомов было записано. Вот была группа «Оберманекены», вот с ними сделал проект, это был такой прикольный альбом, он был записан на студии у Сюзанны Веги, и она дала кучу коллекционных инструментов, которые никому в принципе не давала, гитару акустическую старинную дала, у меня там есть одна тема, которую я неплохо, может быть, сам играю, и вот когда я сыграл, она после этого мне все и отдала. А я больше ничего и играть-то не умею, по сути, на гитаре, кроме своих детских песен или того, с чего начинал учиться, и это въелось в память, и это единственное, что я могу сыграть. Ну, это неважно. И еще тогда играл такой Марк Хатчинс, это барабанщик Полы Коул, он тогда был ее бой-френд, и он играл в ее группе, а потом Пола стала суперзвездой, буквально через пару лет… ББ: И он перестал быть ее бой-френдом? ДС: Да. И она его… ББ: Бывает, бывает такое… ДС: Но тогда-то он еще был ее бой-френдом… Да он вообще такой забавный сам по себе персонаж, играл на всем, стучал по стенам, а в одном трэке он даже играл на ножницах огромных, которые я нашел в студии. «Да, на ножницах играть круто» - сказал он, и в одном трэке вот и слышно, как он щелкает на ножницах. ББ: Но это все звучит в альбоме, который мы сегодня слушать не будем, это в альбоме «Прогулки под северным небом», некоторые композиции из которого уже звучали минувшим летом в предыдущих программах цикла «Ступень к радости». И я тогда еще не знал, что ты стал в Питер приезжать, и не предполагал, что мы встретимся с тобой в этой студии в начале октября. Ты сказал, что ты сам не играешь в этих альбомах… ДС: Да. Я просто какую-то атмосферу создаю, определенную, и в ней чего-то возникает. Ну, бывает, естественно, где-то какой-то аккорд… какой-то стук… звук… ББ: В общем, мелочь какую-то звуковую делаешь, мелкое такое хулиганство… ДС: Да (довольно смеется). ББ: Правильно. Но я помню, что в былые советские, ленинградские, ранние санкт-петербургские времена, ты имел непосредственное отношение к группе «Тихо», и ведь ее песни были написаны на твои стихи. ДС: Да. Но тогда другие задачи были; просто есть вещи, которые я сам могу исполнять, а есть такие, которые я не могу исполнять, это вещи, которые на группу рассчитаны. Да, был такой проект: «Тихо». ББ: И теперь ведь этот проект стал американским, потому что музыкальный лидер «Тихо» Валерий Рубликов перебрался в 1998 году в Нью-Йорк. ДС: Да, и он до сих пор там живет. Что-то играет, записывает. ББ: Наверное, он и в дальнейшем будет сочинять и исполнять песни с твоими текстами? ДС: Думаю, что так все и будет. ББ: Но это еще будет в дальнейшем. А сейчас мы послушаем еще одну композицию в духе «Стриж world» из твоего последнего альбома.
Звучит композиция «Ты пришел ко мне». (ссылка на mp3 будет дана позже – ред.)
ББ: Дима, теперь бы я хотел немножко тебя порасспросить о тех людях из России, с которыми тебе приходилось не только общаться в Нью-Йорке, но и совместно работать. Много их, конечно, было. Но я знаю, что при твоем непосредственном участии был, например, записан в США альбом Гребенщикова «Лилит». Записан еще в прошлом веке. ДС: Да, я записывал и продюсировал его. Поскольку в связи с Гребенщиковым сразу возникает ассоциация с русским Боб Диланом, и такое как бы клише в Америке существует, то я и подумал, почему бы не записать русского Боба Дилана с настоящими музыкантами самого Боба Дилана… И все остальное было уже делом техники. ББ: Еще с кем-нибудь из музыкантов русских ты в Штатах пересекался? ДС: Много, много всего было за это время. Мы записали с Леней Федоровым кое-какой проект, потом был проект «Анкл Л», довольно своеобразный… ББ: Если я не ошибаюсь, многие из этих записей вошли в сборник «Отвязанные и привязанные»? ДС: Да, конечно. В сборнике этом много было разной музыки. ББ: Но теперь бы я хотел, чтобы ты рассказал - разумеется, немножко, потому что тема длинная и очень интересная - ты ведь в Нью-Йорке пересекался с Иосифом Бродским? ДС: Да. То есть, как они говорили с Леной Чернышевой - была такая мадам, она и с Барышниковым работала, и с другими известными эмигрантами, можно долго и много перечислять… я с ней, кстати, делал балет для Венской оперы - так вот, они в шутку с Иосифом называли меня своим сыном, так что они у меня были такие американские мама и американский папа. Действительно, Бродский мне очень многим помог и поддержал, и морально, и всячески… Так что, благодаря ему я, может быть, с самого начала был правильно поддержан. ББ: И ведь это, в первую очередь, помогло твоему поэтическому творчеству? ДС: Да. Он, кстати, отобрал кое-что, и в своей программе, когда он преподавал, он иногда кое-что из моего даже вставлял в эту программу. ББ: Может быть, сейчас мы послушаем, как читал свои стихи сам Иосиф Бродский, у меня есть записи с его чтением, все это стихи известные, давно уже классические, но я думаю, что ты не будешь возражать. ДС: Я буду только рад. ББ: Послушаем, как Иосиф Бродский читал свое стихотворение «Ночной полет».
Звучит запись чтения Иосифом Бродским стихотворения «Ночной полет». (ссылка на mp3 будет дана позже – ред.)
ББ: А теперь я хочу - и надеюсь, что наши радиослушатели поймут меня правильно… речь вовсе не идет ни о каких сравнениях, у каждого поэта своя дорога, свой путь… да, Бродский был великий поэт, но жизнь продолжается, и люди пишут стихи, и будут писать их дальше, и поскольку в этой передаче уже звучали композиции с твоими стихами, но при этом еще звучала музыка, ритмический и мелодический фон, а теперь я хочу, чтобы ты еще сам прочитал свои стихи, какое-то их количество… Видимо, не слишком большое, потому что время программы этой уже нам не позволяет особенно развернуться… Не смотри на часы, я сам смотрю… Прочитай то, что хочешь из своих стихотворений. ДС: С удовольствием.
Дмитрий Стрижов читает два своих стихотворения (стихи появятся позже – ред.)
ББ: Вот когда ты читал свои стихи, то мне даже немножко, быть может, хотелось отбивать ритм, потому что у тебя стихи очень насыщенные ритмикой, видимо, это и позволяет тебе как-то совмещать чтение своих стихов с музыкальным фоном, очень также ритмическим, хотя и не только в этом его достоинства. Ну а наша программа уже подошла к концу, и я напомню, что сегодня на радио «Открытый город», у нас в гостях был поэт и художник Дмитрий Стрижов. Дима, спасибо. Надеюсь, что ты еще не раз появишься в нашей студии, почитаешь свои стихи, и мы снова послушаем музыку, в создании которой ты принимал самое непосредственное участие. ДС: Спасибо всем, спасибо тебе, в первую очередь. ББ: Программу провел Бенедикт Бурых, до свиданья, многоуважаемые, до встречи через неделю. Пока. Звучит заглавная инструментальная тема из альбома «Life Time Cirlfriend». (ссылка на mp3 будет дана позже – ред.)
|