АЗиЯ-плюс

Каталог

|| Главная | Каталог >

Музыка

Книги

Видео

Музыка

Книги

Видео

Где купить?

Специальное предложение

Рецензия Георгия Левина на CD "Geistliche Gesaenge"

ЕЛЕНА ФРОЛОВА, РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ СТИХ, 2004

«Русский духовный стих» – это один из самых удивительных и неожиданных альбомов, которые я слышал в последнее время. И совсем не только потому, что он вызывает справедливые и естественные ассоциации с жанром world music – или проще говоря, с этническим фольклором, с этникой. А ко всем этим жанрам, к их многочисленным разновидностям я давно отношусь с очень большим интересом. Справедливости ради следует также упомянуть о концерте Елены Фроловой в минувшем феврале, в питерском Театральном музее, когда она пела духовные песни и играла на гуслях. Это вызывало у меня нечто вроде культурного шока – в самом хорошем смысле слова; ежели, конечно, шок может быть хорошим… Но выходит, что может.

В самом деле, пение под гусли в контексте чинного театрального музея оказались очень неожиданным и приятным сюрпризом, однако дело не только в этом. Исполняемый Еленой цикл духовных стихов уже тогда не cтал для меня некоей оригинальной экзотикой, я вдруг с удивлением понял, что все эти древние, старинные, почти забытые и как бы нездешние, не сегодняшние песни не являются анахронизмом, а, напротив, сохранили свою непреходящую значимость. И именно в этом я вновь с удовольствием убедился, когда стал слушать альбом «Русский духовный стих». При этом очень ценно, что Фролова и во время исполнения духовных стихов остается собой, нашей современницей, и ни в музыке, ни в ее облике нет ни малейших даже попыток стилизации. И отчасти именно поэтому – скучной архаической затхлости также совершенно нет в этих песнях. Несколько номеров звучат на альбоме – как и на концерте, о котором я уже вспоминал выше – а капелла. Совсем не каждый исполнитель может себе это позволить – и из-за собственных голосовых данных, и из-за невозможности, из-за ненужности использования этой вокальной менеры в своем репертуаре.

Также очень ценно, что при этом в альбоме есть не только истинно народные духовные стихи, но и несколько авторских песен, написанных на стихи Сергея Есенина, Владимира Набокова, Яны Симон; «Уж как на небе» – здесь музыка и слова Татьяны Алешиной, а первая песня в альбоме, «Дороженька – это целиком авторское сочинение. Которое, мне кажется, можно считать одной из визитных карточек Елены. Но только одной из…

«Дороженька» вполне, разумеется, вписывается в общий строй альбома, в его раритетный звуковой облик. Это доказывает неслучайность обращения Фроловой к духовному стиху, певица давно и хорошо ориентируется в фольклорном песенном царстве. Елена рассказывает, что после того как в Суздаль, где она некоторое время работала и жила, приехали однажды два гусляра, которые играли на самодельных гуслях, и что именно тогда ей довелось, наконец, услышать то, что так давно искала. Прошло время, и свои творческие находки Елена смогла сделать подарить и другим людям.

У Елены Фроловой весьма солидная дискография, у нее издано много альбомов, больше, чем у ее друзей и коллег по «АЗиИ». «Русский духовный стих» (так же как почти аналогичная ему «Дороженька», только изданная немного раньше) – едва ли, пожалуй, не самый уникальный из всех ее дисков. Он, кстати, выпущен в Германии. И это совсем не случайно произошло, отнюдь не только потому, что Фролова нередко и с успехом гастролировала за кордоном, в той же Германии и во Франции. Интерес к российскому року и джазу на Западе постепенно почти сошел на нет, да иначе, пожалуй, и не могло быть. А вот отечественная этника по-прежнему бесконечно интересна даже пресыщенным и уже объевшимся всем, чем только можно, зарубежным меломанам.

ГЕОРГИЙ ЛЕВИН

« Елена Фролова "Geistliche Gesaenge"