АЗиЯ-плюс

Каталог

|| Главная | Каталог >

Музыка

Книги

Видео

Музыка

Книги

Видео

Где купить?

Специальное предложение

История проекта

В тот момент, когда эти песни (названные позднее «мои русские народные») уже летали над моей головой, моя душа пребывала в смятении…
Я не могла расслышать чего-то главного в той музыке, которая ко мне приближалась. Она была похожа на шелестение (крыл ли? листьев?)… От этого непрекращающегося шума дальней музыки, которую я как ни силилась, - не могла расслышать, - мне не было спасения.
И я бросалась то в поэзию, то взахлеб читая Цветаеву, Бродского (перепевая их на свой лад и голос), то – в странствия, утешаясь в дорожной колыбели, пытаясь забыться в мерном стуке колес о стыки рельс (тоже ведь музыка!)… Но это мучительное неслышное пение продолжалось…
Наконец, судьба подарила мне одну из удивительнейших встреч в моей жизни. Встречу…. С целой страной в одном человеке, точнее, в голосе… Этот голос принадлежал прекрасной грузинской певице, живущей в Берлине, Манане Менабде.
Эпитет «прекрасной» - вовсе не первый, попавший вод руку, просто, когда я говорю «грузинская певица», мне хочется сказать «грузинская царица», ибо то, что подарила мне Манана, было воистину царским подарком.
Как драгоценный камень, лежала Грузия у меня на ладони, переливаясь всеми цветами в лучах голоса Мананы Менабде. Но, подарив мне свой мир, Манана открыла мне мой… Моя душа через ее голос прикоснулась к чему-то такому, о чем всегда тосковала, - и, прикоснувшись, была счастлива… Эта музыка, как горная река, бежала сверху, начинаясь из глубины – от корней…
Я вдруг поняла, ЧТО так мучительно пробивается во мне!!! Музыка моей страны, моих предков, моих корней бежала во мне и никак не могла пробиться наружу!
Это было началом того пути без дороги, по которому иду, иду – без конца.
Вернувшись домой, в Россию, я стала искать записи народных песен, чтобы вернуть себе то, чего была лишена в силу объективных причин: ибо родилась я и выросла далеко от исторической родины, - в Латвии… Я стала слушать и пытаться исполнять русских народные песни. Но это оказалось не так-то просто. Можно найти и даже разучить, но петь, - так, как поются те, что сочиняются и льются прямо из сердца, - не получалось. Чего-то во мне не было такого, за чтобы эти песни могли бы уцепиться, как за густую, влажную землю, - и прорасти… Что-то еще во мне должно было появиться, нарасти, чтобы родился этот отзвук, резонанс внутри: когда не ты поешь, а она сама поется…
Были у меня попытки напрямую приблизиться к народной песне – через фольклор… Но, видимо, исследование, как таковое: вглядывание, вслушивание в то, чего нет - не совсем мое… Я всю жизнь иду на ощупь, вслепую… Можно, конечно, было бы и довериться тому, что знают другие, но мне важно было что-то вспомнить самой… Я слушала и ждала… Ждала отклика в себе…
Но отклик этот произошел, как ни странно, не на голос человеческий, как всегда бывало, а на звук инструмента… На звук гуслей…
Первый раз я увидела и услышала гусли в руках суздальского звонаря Валерия Гаранина. Это были, как теперь принято называть, академические, фабричные гусли, под которые он пытался исполнять старинные былины… В тот раз я не решилась приблизиться и до тронуться до них… Они мне казались чем-то таким недосягаемым и сказочным, что кроме восхищенной остолбенелости, я в себе ничего не находила.
Потом я услышала другие гусли, так называемые, фольклорные, те, которые делает себе сам исполнитель. Я услышала, как под такие гусли поют духовные стихи. Два «бродячих гусляра» (как они сами себя называют) - Андрей Байкалец и Юрий Стрельников . И именно тот факт, что свои инструменты они сделали сами, как-то приблизил меня к ним, и я впервые попробовала их взять в руки.
Конечно, те гусли, которые у меня вскоре появились, сделала не я…мои друзья… И я начала вслушиваться в гудение струн, приучать руки и слух к новому для них ладу…
Велико было искушение тут же выучить и начать исполнять народные песни, но… исконная народная песня все еще не могла найти во мне своего русла… А желание приблизиться к ней было настолько велико, что ничего не оставалось, как попробовать самой сочинить то, что было бы похоже на народную песню. Песню, как бы выхваченную из того стихийного потока, куда мне случалось попадать всякий раз, когда я слышала такое исполнение исконной народной песни, к которому хотела приблизиться сама…
Трудно сказать, насколько эти мои «русские народные песни» приближены к традиции, но тут уже начинается что-то иное… В конце концов, они появились и уже живут, мне оставляя право сопровождать их, или отпустить на волю.
Эта история, конечно, только внешняя – есть и внутренняя, но она настолько внутренняя, сокровенная, а порою даже для меня самой таинственная, что лучше уж туда не заглядывать. Впрочем, песня всегда скажет больше простого расссказа. Я склонна доверять ей. И пока она мне отвечает взаимностью, за что и благодарю бесконечно.




Елена Фролова

« Елена Фролова "Солнечная нить"